Современный транзактный анализ стюарт ян

Стюарт Ян - Современный транзактный анализ

Название: Современный транзактный анализ

Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

Ключевые идеи ТА 8

Философия ТА 11

ЧАСТЬ II ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ. МОДЕЛЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ

Определение эго-состояний 18

Действительно ли существуют различия между эго-состояниями? 20

Эго-состояния и суперэго, эго, ид 20

Эго-состояния — названия, а не вещи 22

Сверхупрощенная модель 22

Глава 3. Функциональный анализ эго-состояний 24

Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок 24

Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель 28

Глава 4. Структурная модель второго порядка 34

Структура второго порядка: Родитель 36

Структура второго порядка: Взрослый 37

Структура второго порядка: Ребенок 38

Отличие структуры от функции ..41

Глава 5. Распознавание эго-состояний 43

Поведенческий диагноз 43

Социальный диагноз 48

Исторический диагноз 49

Феноменологический диагноз ..50

Диагноз эго-состояний на практике 51

Исполнительное и реальное Я 52

ЧАСТЬ III ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ): ТРАНСАКЦИИ, ПОГЛАЖИВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Параллельные (дополняющие) трансакции 63

Пересекающиеся трансакции 66

Скрытые трансакции 69

Трансакции и невербальные факторы 72

Жажда стимула 76

Виды поглаживаний 77

Поглаживание и подкрепление поведения 79

Раздача и прием поглаживаний 80

Экономия поглаживаний 83

Профиль поглаживаний ..86

Бывают ли «хорошие» или «плохие» поглаживания? 91

Глава 9. Структурирование времени 94

ЧАСТЬ IV НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Глава 10. Природа и происхождение сценария жизни 105

Природа и определение жизненного сценария 106

Происхождение сценария 108

Глава 11. Как проживается сценарий 114

Сценарий победителя, побежденного и не-победителя 114

Сценарий во взрослой жизни 118

Почему необходимо понимание сценария 121

Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал 127

Изменение личности и ОК Коррал 131

Глава 13. Сценарные послания и сценарная матрица 134

Сценарные послания и восприятие ребенка (младенца) 134

Виды сценарных посланий 134

Сценарная матрица 138

Глава 14. Приказания и решения 143

Двенадцать приказаний 143

Связь между решениями и приказаниями 152

Шесть сценарных процессов 159

Комбинация сценарных тем 164

Происхождение сценарного процесса 164

Ломка паттернов сценарного процесса 165

Глава 16. Драйверы и минискрипт 166

Способы обнаружения драйверного поведения 167

Главный драйвер 170

Драйверы и типы сценарного процесса 171

Драйверы и жизненная позиция 175

Пять разрешений 175

Происхождение драйверов 176

Четыре мифа 180

ЧАСТЬ V РЕАЛЬНОСТЬ И НАШ СЦЕНАРИЙ: ПАССИВНОСТЬ

Природа и определение игнорирования 182

Четыре типа пассивного поведения 184

Игнорирование и эго-состояния 187

Обнаружение игнорирований 189

Глава 18. Матрица игнорирования 191

Области игнорирования 191

Типы игнорирования 192

Уровни (способы) игнорирования 192

Диаграмма матрицы игнорирования 193

Использование матрицы игнорирования 196

Глава 19. Мировосприятие и искажение 199

Мировосприятие (система отсчета) 199

Мировосприятие и эго-состояния ..200

Мировосприятие и сценарий 201

Природа и функция искажения 202

Трансакции при искажении 202

Здоровый и нездоровый симбиоз 210

Симбиоз и сценарий 211

Приглашение к симбиозу 213

Симбиоз второго порядка 214

ЧАСТЬ VI ОПРАВДЫВАЯ НАШИ СЦЕНАРНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ: РЭКЕТ И ИГРЫ

Глава 21. Рэкет и марки 217

Определение рэкета и чувства рэкета 219

Рэкет и сценарии 220

Чувства рэкета и аутентичные чувства 223

Чувства рэкета, аутентичные чувства и решение проблем 225

Рэкет как процесс 228

Сценарные убеждения и чувства ..233

Рэкетные проявления 237

Подкрепляющие воспоминания 239

Выход из Системы Рэкета 242

Примеры игр 245

Различные степени интенсивности игр 249

Драматический треугольник 251

Трансакционный анализ игр 253

Определение игры 256

Глава 24. Почему люди играют в игры 258

Игры, марки и сценарная расплата 258

Подкрепление сценарных убеждений 259

Игры, симбиоз и мировосприятие 260

Игры и поглаживания 262

Шесть преимуществ игр Э. Берна 263

Позитивная расплата в играх 264

Глава 25. Как относиться к играм 265

Нужно ли давать название играм? 265

Некоторые известные игры 266

Возможность выбора 269

Как избежать негативной расплаты 271

Замена игровых поглаживаний 273

ЧАСТЬ VII ИЗМЕНЕНИЕ: ПРАКТИКА ТА

Глава 26. Контракты на изменение 275

Четыре условия Стайнера 276

Зачем нужны контракты? 276

Как составить эффективный контракт 279

Свобода от сценария 283

Решение проблем 284

Различные подходы к проблеме излечения 284

Зачем нужна терапия? 288

Характерные черты терапии ТА 289

Три школы ТА 290

Глава 29. ТА в образовании и организациях 295

Различия между применением ТА в области образования, в организациях и клинике 295

Применение в организациях 297

ТА в образовании 299

Глава 30. История возникновения ТА 301

http://www.psyoffice.ru/277-stjuart-jan-sovremennyjj-tranzaktnyjj-analiz.html

Стюарт Ян - Современный транзактный анализ

Название: Современный транзактный анализ

Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

Ключевые идеи ТА 8

Философия ТА 11

ЧАСТЬ II ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ. МОДЕЛЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ

Определение эго-состояний 18

Действительно ли существуют различия между эго-состояниями? 20

Эго-состояния и суперэго, эго, ид 20

Эго-состояния — названия, а не вещи 22

Сверхупрощенная модель 22

Глава 3. Функциональный анализ эго-состояний 24

Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок 24

Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель 28

Глава 4. Структурная модель второго порядка 34

Структура второго порядка: Родитель 36

Структура второго порядка: Взрослый 37

Структура второго порядка: Ребенок 38

Отличие структуры от функции ..41

Глава 5. Распознавание эго-состояний 43

Поведенческий диагноз 43

Социальный диагноз 48

Исторический диагноз 49

Феноменологический диагноз ..50

Диагноз эго-состояний на практике 51

Исполнительное и реальное Я 52

ЧАСТЬ III ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ): ТРАНСАКЦИИ, ПОГЛАЖИВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Параллельные (дополняющие) трансакции 63

Пересекающиеся трансакции 66

Скрытые трансакции 69

Трансакции и невербальные факторы 72

Жажда стимула 76

Виды поглаживаний 77

Поглаживание и подкрепление поведения 79

Раздача и прием поглаживаний 80

Экономия поглаживаний 83

Профиль поглаживаний ..86

Бывают ли «хорошие» или «плохие» поглаживания? 91

Глава 9. Структурирование времени 94

ЧАСТЬ IV НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Глава 10. Природа и происхождение сценария жизни 105

Природа и определение жизненного сценария 106

Происхождение сценария 108

Глава 11. Как проживается сценарий 114

Сценарий победителя, побежденного и не-победителя 114

Сценарий во взрослой жизни 118

Почему необходимо понимание сценария 121

Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал 127

Изменение личности и ОК Коррал 131

Глава 13. Сценарные послания и сценарная матрица 134

Сценарные послания и восприятие ребенка (младенца) 134

Виды сценарных посланий 134

Сценарная матрица 138

Глава 14. Приказания и решения 143

Двенадцать приказаний 143

Связь между решениями и приказаниями 152

Шесть сценарных процессов 159

Комбинация сценарных тем 164

Происхождение сценарного процесса 164

Ломка паттернов сценарного процесса 165

Глава 16. Драйверы и минискрипт 166

Способы обнаружения драйверного поведения 167

Главный драйвер 170

Драйверы и типы сценарного процесса 171

Драйверы и жизненная позиция 175

Пять разрешений 175

Происхождение драйверов 176

Четыре мифа 180

ЧАСТЬ V РЕАЛЬНОСТЬ И НАШ СЦЕНАРИЙ: ПАССИВНОСТЬ

Природа и определение игнорирования 182

Четыре типа пассивного поведения 184

Игнорирование и эго-состояния 187

Обнаружение игнорирований 189

Глава 18. Матрица игнорирования 191

Области игнорирования 191

Типы игнорирования 192

Уровни (способы) игнорирования 192

Диаграмма матрицы игнорирования 193

Использование матрицы игнорирования 196

Глава 19. Мировосприятие и искажение 199

Мировосприятие (система отсчета) 199

Мировосприятие и эго-состояния ..200

Мировосприятие и сценарий 201

Природа и функция искажения 202

Трансакции при искажении 202

Здоровый и нездоровый симбиоз 210

Симбиоз и сценарий 211

Приглашение к симбиозу 213

Симбиоз второго порядка 214

ЧАСТЬ VI ОПРАВДЫВАЯ НАШИ СЦЕНАРНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ: РЭКЕТ И ИГРЫ

Глава 21. Рэкет и марки 217

Определение рэкета и чувства рэкета 219

Рэкет и сценарии 220

Чувства рэкета и аутентичные чувства 223

Чувства рэкета, аутентичные чувства и решение проблем 225

Рэкет как процесс 228

Сценарные убеждения и чувства ..233

Рэкетные проявления 237

Подкрепляющие воспоминания 239

Выход из Системы Рэкета 242

Примеры игр 245

Различные степени интенсивности игр 249

Драматический треугольник 251

Трансакционный анализ игр 253

Определение игры 256

Глава 24. Почему люди играют в игры 258

Игры, марки и сценарная расплата 258

Подкрепление сценарных убеждений 259

Игры, симбиоз и мировосприятие 260

Игры и поглаживания 262

Шесть преимуществ игр Э. Берна 263

Позитивная расплата в играх 264

Глава 25. Как относиться к играм 265

Нужно ли давать название играм? 265

Некоторые известные игры 266

Возможность выбора 269

Как избежать негативной расплаты 271

Замена игровых поглаживаний 273

ЧАСТЬ VII ИЗМЕНЕНИЕ: ПРАКТИКА ТА

Глава 26. Контракты на изменение 275

Четыре условия Стайнера 276

Зачем нужны контракты? 276

Как составить эффективный контракт 279

Свобода от сценария 283

Решение проблем 284

Различные подходы к проблеме излечения 284

Зачем нужна терапия? 288

Характерные черты терапии ТА 289

Три школы ТА 290

Глава 29. ТА в образовании и организациях 295

Различия между применением ТА в области образования, в организациях и клинике 295

Применение в организациях 297

ТА в образовании 299

Глава 30. История возникновения ТА 301

http://www.psyoffice.ru/277-stjuart-jan-sovremennyjj-tranzaktnyjj-analiz.html

Современный трансактный анализ. Ян Сюарт и Вэнн Джойнс

Три школы ТА

Во-вторых, это школа Катексиса или школа пассивности, основателями которой стала семья Шиф. Она возникла в результате работы с гебефренной формой шизофрении, а метод работы был назван Репарентинг (переродительствование). Смысл терапии заключался в работе по перевоспитанию людей с шизофренией. Терапевты строили свою работу так, чтобы подавить негативную часть деструктивного состояния Родителя и сформировать новое состояние.

Ключевой концепцией в трансактном анализе всегда остается концепция о состояниях эго

Теория состояний эго как часть популярной психологии

Эрик Берн выделил три состояния в структурном анализе, однако для лучшего понимания необходимо рассматривать функциональный анализ, который включает пять состояний. Так как исследование структурного состояния помогает нам узнать только лишь о содержании, а функциональный анализ применяется с целью узнать, понять, как состояния используются.

Функциональный анализ и его составляющие:

  • Контролирующий Родитель
  • Воспитывающий (заботящийся) Родитель
  • Взрослый
  • Бунтующий Ребенок
  • Адаптивный Ребенок
  • Свободный Ребенок

Кроме этого, каждое его состояние имеет свой негативный и позитивный формат. Ян Стюарт приводит пример, когда мы во взрослой жизни используем те предписания, которые дали нам родители. Используем вежливость в общении, смотрим по сторонам, когда переходим дорогу - эти элементы поведения можно расценивать как позитивное влияние эго-состояния Дитя, так как мы делаем все это автоматически, не затрачивая энергии. Однако иногда человек испытывает эмоциональные трудности перед выступлением на сцене из-за того, что в его Адаптивном Ребенке существует предписание, что он не должен высовываться , и теперь каждый раз, когда он вынужден выступать, он теряется.

В целом, используя ярлыки негативный или позитивный , обозначая функциональные эго-состояния, авторы имеют ввиду лишь их влияние на момент здесь и сейчас , то есть то, насколько усвоенный паттерн поведения полезен в текущей ситуации.

От сверхупрощения к более сложным конструкциям

Что касается Эго-состояния Взрослого, то оно не делится, так как мы, находясь в состоянии Взрослого в данный момент, пребываем в состоянии здесь и сейчас и нацелены на разрешение текущих проблем и сбор информации. Поэтому эго Взрослого остается неделимым и в структурном анализе второго порядка именуется как В-2.

В трансактном анализе также выделяется реальное Я и исполнительное. Люди могут быть в эмоциональном состоянии Ребенка, но при этом поведенчески быть в состоянии Взрослого. Когда власть над поведением находится в одном состоянии, то говориться об исполнительном Я, если человек испытывает другое эго-состояние, то тут мы можем говорить о реальном Я.

Анализ состояний эго

В трансактном анализе для понимания и диагностики эго-состояний, в том числе для использования терапевтических вмешательств, применяют четыре метода, но в основном это поведенческий диагноз. Целью анализа поведения является наблюдение за:

В обстановке психотерапевтического сеанса возможно также использование исторического диагноза. Исторический диагноз — это изучение реального текущего состояния и сравнение с опытом его переживания в детстве.

Концепция психопатологии в трансактном анализе

Для оценки роли патологии во влиянии на эго-состояния человека в трансактном анализе используется два понятия: это контаминация (включение) и исключение.

В каждом эго-состоянии человека присутствуют свои рамки, ограничивающие их проявления. Однако часто встречается ситуация, когда границы становятся менее плотными и одно эго-состояние наслаивается на другое. Такое наслоение также обеспечивается перетеканием катексиса. Данное пересечение эго-состояний, или их наслаивание, называется в трансактном анализе контаминацией. Существует три вида контаминации: это наслоение Родителя на состояние Взрослого, наслоение Ребенка на состояние Взрослого, и смешение сразу двух этих эго-состояний, наслаивающееся на состояние Взрослого - так называемая двойная контаминация.

В случае если человек пребывает только в двух эго-состояниях, а третье настолько сжато границами, что катексис не может проникнуть сквозь плотность барьеров, то в трансактном анализе это называется исключением.

Кроме этого, существует исключение сразу двух эго-состояний, в этом случае человек все время пребывает в одном эго-состоянии, тогда оно называется константным, исключающим.

Эго-состояния во взаимодействии, анализ трансакций

В трансактном анализе рассматривается три типа взаимодействия: это пересекающиеся трансакции, параллельные и скрытые трансакции.

Второй вариант коммуникации - это пересекающаяся трансакция. В случае если вы произвели трансакцию, а получили ответ совсем из другого эго-состояния, то это называется пересекающей трансакцией, в этом случае коммуникация заканчивается. Это одна из частых проблем коммуникации. К примеру, вы обратились из состояния Взрослый к Взрослому состоянию собеседника, но он ответил из эго Родителя, обратившись к вашему эго Ребенка, тогда коммуникация обрывается.

Скрытые взаимодействия

Стимульный голод или жажда поглаживаний

Клод Штайнер [6] в своей книге описал поглаживания как важную форму стимуляции друг друга, без которой невозможна жизнь человека. Ранее была описана трансакция как единица взаимодействия, и в результате этого взаимодействия люди получают поглаживания.

Вырастая, мы продолжаем нуждаться в утолении стимульного голода, в поглаживаниях, но теперь заменяем физические поглаживания, социальными. Теперь мы можем получать поглаживания при любом взаимодействии, оно говорит нам я замечаю тебя .

Поглаживания можно разделить на условные и безусловные, положительные и негативные, вербальные и невербальные.

Проблемы, связанные с принятием поглаживаний

Также существует несколько типов проблем, связанных с получением и принятием поглаживаний. Существует фильтр поглаживаний. Мы пропускаем только те поглаживания, которые для нас являются важными, ценными. Стюарт приводит пример собственной реакции на поглаживание, когда он оценивает как слабое поглаживание человека, только что пролиставшего его книгу, и как высокоценное такое же поглаживание человека, прочитавшего книгу от корки до корки.

В свою очередь, Клод Штайнер указывает на 5 видов запретов у большинства людей на поглаживания, вызванных воспитанием родителей, целью которых является создание впечатления о том, что количество поглаживаний ограничено, и раздавать их просто так запрещено:

  • не выдавай поглаживания, когда их надо давать
  • не проси поглаживания, когда ты в них нуждаешься
  • не принимай поглаживания, когда ты в них нуждаешься
  • не отвергай поглаживания, когда ты в них не нуждаешься
  • не гладь себя.

В современном трансактном анализе не все согласны с концепцией Штайнера, о необходимости формировать у человека убеждение о том, что раздавать и получать поглаживания можно в неограниченном количестве.

Структурный голод

Уход – вид структурирования времени, при котором человек физически не выполняет никаких действий, и невозможно диагностировать его эго-состояние. При этом он находиться в размышлении о ситуации в группе.

Ритуалы – каждого человека в детстве обучают определенным ритуалам, таким как приветствие и т. д. По уровню поглаживания выше, чем уход, но и выше по психологическому риску.

Времяпрепровождение – коммуникация между членами группы происходит, не касаясь текущей ситуации в группе, а чаще о чем-то, что не здесь и сейчас. К примеру, мужчины могут играть в игру, где обсуждают марки автомобилей, а женщины - детей.

Деятельность – в группе начинаются действия, направленные на достижение определенной цели.

Игры – вид структурирования времени, когда используются трансакции как на социальном, так и на психологическом уровнях.

Список использованной литературы:

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Свежие статьи

Похожие материалы по тегу

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях, чтобы быть в курсе новостей:

Форма подписки:

На лучшие статьи по психологии , вышедшие за последнюю неделю.

http://psychosearch.ru/masters/erik-bern/181-sovremennyj-transaktnyj-analiz-yan-syuart-i-venn-dzhojns

Эффект края это в психологии

15.3.Эффект края , или Как убеждать позитивно настроенного. Итак: далее...

К важнейшим социальным потребностям ранней юности относятся

Важнейшие социальные потребности Потребность в общении имеет специфически человеческий далее...

Я больше не люблю его

Я больше не люблю мужа: уйти или остаться? далее...


Значение зрительного контакта в общении (55)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (17)
Жестокий человек это тот который (16)
Системный анализ объекта исследования пример (15)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (15)
Стихи поддержка в трудную минуту подруге (14)

Как не нервничать во время собеседования

Как успокоиться и не волноваться перед далее...

Цигун медитация исцеление всего тела

Meditationfest: лечебный цигун от Чуньи Лин Сначала далее...

Хочу начать курить с чего начать

Как бросить курить Решение бросить курить План по далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑