Подражание как социально психологический механизм

5. Психологическое подражание

К психологическим механизмам, способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно негруппового поведения относится и подражание, роль которого в жизни личности и группы достаточно важна.

Психологическое подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, характеризующих объект познания, и отмечено при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.

Особенно большое значение этому феномену предоставлял в своих трудах Г. Тард. Он выделял такие его разновидности:

  1. Подражание логическое и нелогичное.
  2. Внутреннее и внешнее (по последовательности и механизму движения).
  3. Подражание-мода и подражание-обычай (по степени устойчивости).
  4. Подражание внутри класса и подражание одного класса другому (по социальной природе).

С помощью подражания Г. Тард пытался объяснить важнейшие явления общественной жизни: воспроизведение, расширение и унификацию изобретений и открытий, которые обеспечивают, с одной стороны, прогресс, а с другой — стабильность социальных отношений.

Подражание как социально-психологический механизм играет значительную роль в поведении людей. Под его влиянием формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности — идеи, вкусы, склонности, манеры поведения. Особенно большое положительное значение имеет подражание на ранних этапах становления и развития человека. Справедливо писал польский логик Т. Котарбинский, что нет обучения без подражания. Достаточно себе это представить, чтобы понять большое значение подражания для прогресса. Благодаря подражанию накапливаются и сливаются в законченное целое завоевания предков, пра-прапредков и их современных потомков.

Оригинальная попытка истолкования природы подражания предприняты М.К. Михайловским. Он различал внешние и внутренние факторы, влияющие на проявления подражания. Внешним фактором, который побуждает к подражанию, пример человека, который находится в необычных обстоятельствах. К внутренним относятся ограниченность внутреннего мира человека, склонность к внушению, слабость воли, недостаточное развитие способности сознательно контролировать свои действия.

Особое значение подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в детской психологии осуществляется большинство экспериментальных исследований по этому вопросу. На разных этапах развития ребенка подражание выступает главной формой усвоения действительности — начиная от слепого копирования образцов поведения взрослых в мотивированном подражании. В этом случае сама «модель» подражания подобна процессам, происходящим у взрослого человека, у которого подражание является побочным способом усвоения мира.

Психологическое подражание никогда не существует «в чистом виде»: решающую роль в любом процессе обучения играют способы передачи знаний. Поэтому механизмы подражания у взрослых значительно сложнее, поскольку здесь они сталкиваются с критичностью личности. Проблема влияния вообще не может рассматриваться как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение — от личности к влиянию, которое на нее осуществляется. Особое значение все это приобретает в группе. Подражание в этом смысле в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст.

http://psyfactor.org/lib/kornev-04.htm

5. Психологическое подражание

К психологическим механизмам, способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно негруппового поведения относится и подражание, роль которого в жизни личности и группы достаточно важна.

Психологическое подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, характеризующих объект познания, и отмечено при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.

Особенно большое значение этому феномену предоставлял в своих трудах Г. Тард. Он выделял такие его разновидности:

  1. Подражание логическое и нелогичное.
  2. Внутреннее и внешнее (по последовательности и механизму движения).
  3. Подражание-мода и подражание-обычай (по степени устойчивости).
  4. Подражание внутри класса и подражание одного класса другому (по социальной природе).

С помощью подражания Г. Тард пытался объяснить важнейшие явления общественной жизни: воспроизведение, расширение и унификацию изобретений и открытий, которые обеспечивают, с одной стороны, прогресс, а с другой — стабильность социальных отношений.

Подражание как социально-психологический механизм играет значительную роль в поведении людей. Под его влиянием формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности — идеи, вкусы, склонности, манеры поведения. Особенно большое положительное значение имеет подражание на ранних этапах становления и развития человека. Справедливо писал польский логик Т. Котарбинский, что нет обучения без подражания. Достаточно себе это представить, чтобы понять большое значение подражания для прогресса. Благодаря подражанию накапливаются и сливаются в законченное целое завоевания предков, пра-прапредков и их современных потомков.

Оригинальная попытка истолкования природы подражания предприняты М.К. Михайловским. Он различал внешние и внутренние факторы, влияющие на проявления подражания. Внешним фактором, который побуждает к подражанию, пример человека, который находится в необычных обстоятельствах. К внутренним относятся ограниченность внутреннего мира человека, склонность к внушению, слабость воли, недостаточное развитие способности сознательно контролировать свои действия.

Особое значение подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в детской психологии осуществляется большинство экспериментальных исследований по этому вопросу. На разных этапах развития ребенка подражание выступает главной формой усвоения действительности — начиная от слепого копирования образцов поведения взрослых в мотивированном подражании. В этом случае сама «модель» подражания подобна процессам, происходящим у взрослого человека, у которого подражание является побочным способом усвоения мира.

Психологическое подражание никогда не существует «в чистом виде»: решающую роль в любом процессе обучения играют способы передачи знаний. Поэтому механизмы подражания у взрослых значительно сложнее, поскольку здесь они сталкиваются с критичностью личности. Проблема влияния вообще не может рассматриваться как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение — от личности к влиянию, которое на нее осуществляется. Особое значение все это приобретает в группе. Подражание в этом смысле в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст.

http://psyfactor.org/lib/kornev-04.htm

1. Понятие социально-психологического механизма общения

Фрейд считал, что за всеми этими разными названиями стоит «магическое слово «внушение». Объяснял же феномен внушения, и всю психологию масс Фрейд через свое любимое по­нятие «либидо» — «сущностью массы являются ее либидозные связи». Г. Тард называл главным механизмом «подражание». Г. Лебон говорил о заражении и взаимном внушении отдельных лиц. У. Макдауголл предла­гал принцип «первичной индукции аффекта», считая его удачной заменой и зараже­нию, и подражанию, и внушению.

Эти механизмы влияют на ход и ре­зультаты всего процесса общения - межличностного, группового, в массе. Они реализуют, прежде всего, силу и потенциал внутригруппового и массового взаимодей­ствия и взаимовлияния людей друг на друга.

Особенности взаимодействия между собой различных ме­ханизмов общения сводятся в основном к следующему:

Механизмы общения взаимоусиливают друг друга.

Механизмы общения действуют в режиме противоречия друг другу. Такова, например, взаимосвязь механизмов зара­жения, подражания и внушения, с одной стороны, и механиз­ма убеждения — с другой.

2. Психическое заражение

Иногда целые народы могут быть подвержены массовым психозам, которые способны проявляться в разнообразных вспышках душевных состояний: от массового спортивного азарта или религиозного экстаза до массового политически окрашенного психоза (национализм или фашизм).

Проблема психического заражения не раз зат­рагивалась в научной ли­тературе, однако его механизм и функции остаются во мно­гом неясными до настоящего времени.

Указывая на эту особенность заражения. Н.К. Михайловский отмечал, что эффект заразительности внешнего воздей­ствия определяется не только силой его эмоционального заря­да, но и самим фактом непосредственного психического кон­такта между общающимися людьми. «Задача изящного искусства, — писал он, — состоит, меж­ду прочим, в том воздействии на воображение зрителя, чита­теля, слушателя, чтобы он до известной степени лично пере­жил изображаемое положение или психический момент. Великому художнику это удается, а великому оратору или пропо­веднику из тех, которые действуют главным образом на чув­ство, а не на разум, удается нечто большее. Ему удается воо­чию увидеть, что сотни, тысячи слушателей заражаются его личным настроением или же относятся к его образам и карти­нам, как к чему-то живому, здесь, сию минуту присутству­ющему с плотью и кровью».

При этомсила нарастания накала страстей, создающая пси­хический фон заражения, находится в прямой пропорциональ­ной зависимости от величины аудитории и степени эмоцио­нального накала индуктора. ☺

☻ ☻

☻☻

Функции заражения. В качестве средства психологи­ческого воздействия на группу заражение может использовать­ся в нескольких различных случаях.

С целью еще большего усиления групповой сплоченности.

Как средство компенсации недостаточной организа­ционной сплоченности группы. Последнее осуществляется при условии недостатка средств и информации относительно пу­тей достижения необходимой сплоченности на какой-то раци­ональной основе.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/1770914/

Что делать если руководитель оскорбляет и унижает

Что делать, если начальник орет и унижает? Главная » далее...

Женщина старше на 14 лет

COSMOPOLITAN Если девушка старше: его взгляд Пар , далее...

Контрольные работы и тесты по геометрии фарков

Контрольные работы и тесты по геометрии фарков Оператор AND далее...


Значение зрительного контакта в общении (7)
Выборы в думу в 1999 (5)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (4)
Высказывания о вере в себя (4)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (4)
Внешние причины действуют через внутренние условия (3)

Как стать более спокойным и уравновешенным человеком

Как стать спокойным и уравновешенным? Способы далее...

Правополушарное мышление как влияет на физические возможности

Правополушарное мышление: значение и упражнения для далее...

Нужно ли ходить ребенку в детский сад

Нужен ли в наше время ребенку далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑