Подражание как социально психологический механизм

5. Психологическое подражание

К психологическим механизмам, способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно негруппового поведения относится и подражание, роль которого в жизни личности и группы достаточно важна.

Психологическое подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, характеризующих объект познания, и отмечено при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.

Особенно большое значение этому феномену предоставлял в своих трудах Г. Тард. Он выделял такие его разновидности:

  1. Подражание логическое и нелогичное.
  2. Внутреннее и внешнее (по последовательности и механизму движения).
  3. Подражание-мода и подражание-обычай (по степени устойчивости).
  4. Подражание внутри класса и подражание одного класса другому (по социальной природе).

С помощью подражания Г. Тард пытался объяснить важнейшие явления общественной жизни: воспроизведение, расширение и унификацию изобретений и открытий, которые обеспечивают, с одной стороны, прогресс, а с другой — стабильность социальных отношений.

Подражание как социально-психологический механизм играет значительную роль в поведении людей. Под его влиянием формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности — идеи, вкусы, склонности, манеры поведения. Особенно большое положительное значение имеет подражание на ранних этапах становления и развития человека. Справедливо писал польский логик Т. Котарбинский, что нет обучения без подражания. Достаточно себе это представить, чтобы понять большое значение подражания для прогресса. Благодаря подражанию накапливаются и сливаются в законченное целое завоевания предков, пра-прапредков и их современных потомков.

Оригинальная попытка истолкования природы подражания предприняты М.К. Михайловским. Он различал внешние и внутренние факторы, влияющие на проявления подражания. Внешним фактором, который побуждает к подражанию, пример человека, который находится в необычных обстоятельствах. К внутренним относятся ограниченность внутреннего мира человека, склонность к внушению, слабость воли, недостаточное развитие способности сознательно контролировать свои действия.

Особое значение подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в детской психологии осуществляется большинство экспериментальных исследований по этому вопросу. На разных этапах развития ребенка подражание выступает главной формой усвоения действительности — начиная от слепого копирования образцов поведения взрослых в мотивированном подражании. В этом случае сама «модель» подражания подобна процессам, происходящим у взрослого человека, у которого подражание является побочным способом усвоения мира.

Психологическое подражание никогда не существует «в чистом виде»: решающую роль в любом процессе обучения играют способы передачи знаний. Поэтому механизмы подражания у взрослых значительно сложнее, поскольку здесь они сталкиваются с критичностью личности. Проблема влияния вообще не может рассматриваться как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение — от личности к влиянию, которое на нее осуществляется. Особое значение все это приобретает в группе. Подражание в этом смысле в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст.

http://psyfactor.org/lib/kornev-04.htm

5. Психологическое подражание

К психологическим механизмам, способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно негруппового поведения относится и подражание, роль которого в жизни личности и группы достаточно важна.

Психологическое подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, характеризующих объект познания, и отмечено при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.

Особенно большое значение этому феномену предоставлял в своих трудах Г. Тард. Он выделял такие его разновидности:

  1. Подражание логическое и нелогичное.
  2. Внутреннее и внешнее (по последовательности и механизму движения).
  3. Подражание-мода и подражание-обычай (по степени устойчивости).
  4. Подражание внутри класса и подражание одного класса другому (по социальной природе).

С помощью подражания Г. Тард пытался объяснить важнейшие явления общественной жизни: воспроизведение, расширение и унификацию изобретений и открытий, которые обеспечивают, с одной стороны, прогресс, а с другой — стабильность социальных отношений.

Подражание как социально-психологический механизм играет значительную роль в поведении людей. Под его влиянием формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности — идеи, вкусы, склонности, манеры поведения. Особенно большое положительное значение имеет подражание на ранних этапах становления и развития человека. Справедливо писал польский логик Т. Котарбинский, что нет обучения без подражания. Достаточно себе это представить, чтобы понять большое значение подражания для прогресса. Благодаря подражанию накапливаются и сливаются в законченное целое завоевания предков, пра-прапредков и их современных потомков.

Оригинальная попытка истолкования природы подражания предприняты М.К. Михайловским. Он различал внешние и внутренние факторы, влияющие на проявления подражания. Внешним фактором, который побуждает к подражанию, пример человека, который находится в необычных обстоятельствах. К внутренним относятся ограниченность внутреннего мира человека, склонность к внушению, слабость воли, недостаточное развитие способности сознательно контролировать свои действия.

Особое значение подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в детской психологии осуществляется большинство экспериментальных исследований по этому вопросу. На разных этапах развития ребенка подражание выступает главной формой усвоения действительности — начиная от слепого копирования образцов поведения взрослых в мотивированном подражании. В этом случае сама «модель» подражания подобна процессам, происходящим у взрослого человека, у которого подражание является побочным способом усвоения мира.

Психологическое подражание никогда не существует «в чистом виде»: решающую роль в любом процессе обучения играют способы передачи знаний. Поэтому механизмы подражания у взрослых значительно сложнее, поскольку здесь они сталкиваются с критичностью личности. Проблема влияния вообще не может рассматриваться как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение — от личности к влиянию, которое на нее осуществляется. Особое значение все это приобретает в группе. Подражание в этом смысле в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст.

http://psyfactor.org/lib/kornev-04.htm

1. Понятие социально-психологического механизма общения

Фрейд считал, что за всеми этими разными названиями стоит «магическое слово «внушение». Объяснял же феномен внушения, и всю психологию масс Фрейд через свое любимое по­нятие «либидо» — «сущностью массы являются ее либидозные связи». Г. Тард называл главным механизмом «подражание». Г. Лебон говорил о заражении и взаимном внушении отдельных лиц. У. Макдауголл предла­гал принцип «первичной индукции аффекта», считая его удачной заменой и зараже­нию, и подражанию, и внушению.

Эти механизмы влияют на ход и ре­зультаты всего процесса общения - межличностного, группового, в массе. Они реализуют, прежде всего, силу и потенциал внутригруппового и массового взаимодей­ствия и взаимовлияния людей друг на друга.

Особенности взаимодействия между собой различных ме­ханизмов общения сводятся в основном к следующему:

Механизмы общения взаимоусиливают друг друга.

Механизмы общения действуют в режиме противоречия друг другу. Такова, например, взаимосвязь механизмов зара­жения, подражания и внушения, с одной стороны, и механиз­ма убеждения — с другой.

2. Психическое заражение

Иногда целые народы могут быть подвержены массовым психозам, которые способны проявляться в разнообразных вспышках душевных состояний: от массового спортивного азарта или религиозного экстаза до массового политически окрашенного психоза (национализм или фашизм).

Проблема психического заражения не раз зат­рагивалась в научной ли­тературе, однако его механизм и функции остаются во мно­гом неясными до настоящего времени.

Указывая на эту особенность заражения. Н.К. Михайловский отмечал, что эффект заразительности внешнего воздей­ствия определяется не только силой его эмоционального заря­да, но и самим фактом непосредственного психического кон­такта между общающимися людьми. «Задача изящного искусства, — писал он, — состоит, меж­ду прочим, в том воздействии на воображение зрителя, чита­теля, слушателя, чтобы он до известной степени лично пере­жил изображаемое положение или психический момент. Великому художнику это удается, а великому оратору или пропо­веднику из тех, которые действуют главным образом на чув­ство, а не на разум, удается нечто большее. Ему удается воо­чию увидеть, что сотни, тысячи слушателей заражаются его личным настроением или же относятся к его образам и карти­нам, как к чему-то живому, здесь, сию минуту присутству­ющему с плотью и кровью».

При этомсила нарастания накала страстей, создающая пси­хический фон заражения, находится в прямой пропорциональ­ной зависимости от величины аудитории и степени эмоцио­нального накала индуктора. ☺

☻ ☻

☻☻

Функции заражения. В качестве средства психологи­ческого воздействия на группу заражение может использовать­ся в нескольких различных случаях.

С целью еще большего усиления групповой сплоченности.

Как средство компенсации недостаточной организа­ционной сплоченности группы. Последнее осуществляется при условии недостатка средств и информации относительно пу­тей достижения необходимой сплоченности на какой-то раци­ональной основе.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/1770914/

Что делать если руководитель оскорбляет и унижает

Что делать, если начальник орет и унижает? Главная » далее...

Женщина старше на 14 лет

COSMOPOLITAN Если девушка старше: его взгляд Пар , далее...

Контрольные работы и тесты по геометрии фарков

Контрольные работы и тесты по геометрии фарков Оператор AND далее...


Тест на стили ведения переговоров (570)
Валерий викторович петухов причина смерти (566)
Психологический эффект когда присутствие других облегчает действия индивида получил название (253)
Критерии которые положил в основу своей периодизации э эриксон (220)
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками (207)
Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками (196)

Всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно

АПОРИЯ греч. aporia – затруднение, безвыходное положение) – далее...

Как легко находить общий язык с людьми

10 советов, как найти общий язык далее...

Тест гилфорда социальный интеллект пройти тест

Тест Гилфорда «Социальный интеллект» Автор методики Дж. далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑