Слухи как социально психологический феномен

Слухи и сплетни как социально-психологический феномен

В статье Б.В. Дубина и А.В. Толстых «Слухи как социально – психологический феномен» содержится следующее определение слуха: «Прежде всего, это теневой мир, своего рода черный рынок информации: ценность слуха в том, что он неофициален, сообщается своим, а значит — о чужих. Иначе говоря, слухи — это вести обо всем интересном чужом (или как бы чужом, в модусе отстранения от него) для своих»[146] Энциклопедические и толковые словари связывают слухи с недостоверной, ложной или непроверенной информацией. Слухи, как и официальные сообщения, в равной степени могут содержать недостоверную информацию. На сегодняшний день неизвестны какие-либо серьезные исследования, доказывающие, что слухи недостоверны чаще.

Условия возникновения слухов

1. Неудовлетворенный интерес массовой аудитории к определенной проблеме, событию, персоне.

2. Связь интереса с жизненными потребностями людей.

3. Социально-политическая обстановка в стране.

4. Неудовлетворенность соответствующих потребностей.

5 Недоверие к источнику информации: к известным официальным, правительственным источникам информации.

6.Высокая степень эмоционального напряжения в общности и связанная с ней потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения.

7.Демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзивность передаваемого сообщения

8.Желание человека повысить свой престиж.

1. Противоположные: слухи «желания» - слухи «пугало».

2. Слухи, похожие на правду, слухи, не похожие на правду.

3. Слухи, агрессивные - слухи экспрессивные.

Сплетни передаются секретно, с ощущением их (сплетничающих) взаимной принадлежности к определенному социальному кругу, часто касаются вопросов, на открытое обсуждение которых накладывается табу.

Социальные функции сплетни

1. Информационно-познавательная. Сплетня всегда является дополнением институциализированной, общедоступной информации. Она не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения и поддерживать их.

2. Развлекательно-игровая. В сплетне можно найти различные формы комизма - прозаические кулисы того, кто пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность великих людей, забавные конфликты социальных ролей и т.д.

3. Аффилиативно - интеграционная. Обмен сплетнями свидетельствует о сходстве ценностей и характеров. Те, с кем мы занимаемся сплетничаньем – «свои». Сплетня становится плоскостью противопоставления «мы – они».

4. Тактическая. Сплетня может использоваться в качестве оружия в борьбе между индивидами и группами - путем ослабления доверия, дезинформации, возбуждения эмоций и т.д.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

cyberpedia.su -2018 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.

Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

http://cyberpedia.su/9x7b6f.html

Слухи и сплетни как социально-психологический феномен

В статье Б.В. Дубина и А.В. Толстых «Слухи как социально – психологический феномен» содержится следующее определение слуха: «Прежде всего, это теневой мир, своего рода черный рынок информации: ценность слуха в том, что он неофициален, сообщается своим, а значит — о чужих. Иначе говоря, слухи — это вести обо всем интересном чужом (или как бы чужом, в модусе отстранения от него) для своих»[146] Энциклопедические и толковые словари связывают слухи с недостоверной, ложной или непроверенной информацией. Слухи, как и официальные сообщения, в равной степени могут содержать недостоверную информацию. На сегодняшний день неизвестны какие-либо серьезные исследования, доказывающие, что слухи недостоверны чаще.

Условия возникновения слухов

1. Неудовлетворенный интерес массовой аудитории к определенной проблеме, событию, персоне.

2. Связь интереса с жизненными потребностями людей.

3. Социально-политическая обстановка в стране.

4. Неудовлетворенность соответствующих потребностей.

5 Недоверие к источнику информации: к известным официальным, правительственным источникам информации.

6.Высокая степень эмоционального напряжения в общности и связанная с ней потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения.

7.Демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзивность передаваемого сообщения

8.Желание человека повысить свой престиж.

1. Противоположные: слухи «желания» - слухи «пугало».

2. Слухи, похожие на правду, слухи, не похожие на правду.

3. Слухи, агрессивные - слухи экспрессивные.

Сплетни передаются секретно, с ощущением их (сплетничающих) взаимной принадлежности к определенному социальному кругу, часто касаются вопросов, на открытое обсуждение которых накладывается табу.

Социальные функции сплетни

1. Информационно-познавательная. Сплетня всегда является дополнением институциализированной, общедоступной информации. Она не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения и поддерживать их.

2. Развлекательно-игровая. В сплетне можно найти различные формы комизма - прозаические кулисы того, кто пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность великих людей, забавные конфликты социальных ролей и т.д.

3. Аффилиативно - интеграционная. Обмен сплетнями свидетельствует о сходстве ценностей и характеров. Те, с кем мы занимаемся сплетничаньем – «свои». Сплетня становится плоскостью противопоставления «мы – они».

4. Тактическая. Сплетня может использоваться в качестве оружия в борьбе между индивидами и группами - путем ослабления доверия, дезинформации, возбуждения эмоций и т.д.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

cyberpedia.su -2018 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.

Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

http://cyberpedia.su/9x7b6f.html

Слухи как социально-психологический феномен

Задумываясь, о чем бывают слухи, обнаруживаешь, что обо всем. Тематически они охватывают весь значимый мир человека и общества: они вездесущи. Конечно, у слухов есть своя иерархия, свой «круг», свой индекс сенсационности.

Для массового сознания чужие — это те, кто выше, в плане ли социальном (власть, начальство и т.п.) либо культурном («звезды», чужаки и др.). И, стало быть, мир слухов — это образы иерархии, спроецированные на экран «уравнительного» сознания. Впрочем, как уже отмечалось, возможно и переворачивание иерархии — самоопределение от противного: тогда предметом слуха становится «низший», вернее — демонстративно низвергаемый (козел отпущения и т.н.). Структура сознания при этом та же.

Рискнем предположить, что и первое, и второе различение говорят об одном: стоит усмотреть в «чужом», каково оно «на самом деле», и вот оно становится «своим». Чаще всего этой операции сопутствует ценностное снижение: дескать, знаем мы их, все одинаковы, поскреби — и обнаружится! Что ж, как всегда при воспроизведении социальных и культурных барьеров, они должны быть труднопреодолимы, но все же проницаемы. Чуждое и далекое можно освоить и приблизить — от дружелюбного «понять» до неисправимо рабского, хотя и презрительного, «замазать».

Для России это вторая половина XVIII— первая половина XIX веков, когда «случай» становится основой «репутации» (еще одно понятие, тесно связанное «толками»), в том числе дурной или разрушенной: вспомним классическую драму блестящей репутации, погубленной специально распространенным слухом — «Горе о ума» Грибоедова — или, в пародийном варианте — «Мертвые души» Гоголя. О роли слухов в мире Достоевского уже не говорим.

Важно, что единицами слуха (слухообразующими элементами, модулями) являются экстраординарные события и герои. Особость героя (она часто отмечает и окрашивает собой и изрядность события) определяется его статусом — явным или, скрытым и особыми способностями (опять-таки скрытыми или явными). Существенно само противопоставление явного и скрытого, игра слуха (и его инициатора, автора рассказчика) на этой двузначности.

Узлом, на который завязаны герои и события или который они развязывают, является «проблема» — болевая точка, пункт наибольшего напряжения или слома общественной структуры (экономическая разруха, преемственность политической власти и появление новых элит, международные и межнациональные конфликты и т.д.).

Важно, кроме того, что между миром «чужих» и «своих» есть посредник — это «посвященный» (а потому — посвящающий других). Таков рассказчик слуха, который нередко дублирует свою персону (и укрепляет свой авторитет и надежность, значимость слуха) еще одной фигурой — свидетеля (родственника, знакомого, «одного парня» и т.п.). Эту обобщенную фигуру А. Шютц исследовал как «хорошо информированного гражданина».

В «перевернутом» варианте местом действия (например, таинственных и сверхординарных происшествий) может быть «дикая» деревня, глушь, но опять-таки в ее противопоставлении большому городу: на этот раз поучительная история рассказывается с его позиций.

Поучительность (моральность) — фундаментальная, хотя не обязательно выпирающая, черта слуха как типа повествования. Это еще одно указание на среду его возникновения, его (внутреннего) рассказчика, он же (внутренний) адресат текста — коллективное, слабо дифференцированное сознание, контролирующее реальность и интегрирующее соответствующего типа сообщество подобными символическими средствами — поучительным известием о «запредельном» (в социальном плане). Это может быть и пропедевтическое предупреждение, устрашение, когда властитель обращается в совратителя, спасительница — в коварную интриганку и других немногочисленных персонажей этого теневого театра.

Вместе с тем, и в генезисе своем, и в условиях функционирования, внутренней структуре и формах потребления и передачи, слух, как нам кажется, сохраняет свою связь со всеми перечисленными типами социальных сообщений. Почему и сопоставление его с ними, по крайней мере на начальной стадии работы, эвристически вполне перспективно.

Эти отсеки неопатримониализма в общественных системах, движущихся к «современным» обществам и существующих уже в их окружении, облучении и т.д., отображаются в определенных, «традиционных» по форме феноменах массового сознания. Причем эти суждения и оценки — сами есть изнанка системы здешних массовых коммуникаций. В отличие от общественного мнения в строгом смысле слова, продукты работы массового сознания не откристаллизовываются в системе норм и жанров письменной культуры, они не обретают самостоятельной общественной силы и не откладываются и структурах соответствующих институтов (но могут быть особой стадией формирования общественных настроений, продуктом — иногда побочным — возникновения тех пли иных социальных образований, либо же — распада; содержание, структуру и адресацию слуха в этих противоположных случаях можно различать примерно так, как Маннгейм, скажем, различал утопию и идеологию).

Важно, что это не всеобщность, скажем, категорий и процедур науки, норм права или других продуктов рационализации мира. По своему внутреннему устройству — это всеобщность «родового», «природного». В социальном смысле ей соответствует тот уровень общего и «основного» в общественном жизнеустройстве, где кончаются различения: социологическая «почва», «уровень моря». Тут действуют такие нерасчлененно-коллективистскне измерения, как «народ», «нация», «все как один» и т.п.

Добавим еще особую склонность нашего «протообщественного мнения» к морализму — всеобщий и достаточно жесткий контроль над лояльностью своих членов в форме «ты меня уважаешь?» Поэтому волеизъявление в форме слухов может конечно в определенных исторических ситуациях (по контрасту с иерархической стратификацией средневекового социума или на фоне тотальной подчиненности населения, мобилизованного командно-административной системой) нести известный гуманистический потенциал — напоминая о всеобщности «просто человеческого» (сравни ценностную нагрузку «смеховой культуры народа» в знаменитой книге Бахтина, написанной в конце 1930-х годов). Но переоценивать возможности подобной реакции не нужно. Слухи были и будут атрибутом любого общества поскольку ни одно общество (кроме утопического) не согласовано до абсолютного единства и всегда обладает особыми измерениями «здравого смысла» «неофициальной культуры» и т.п. И все же очевидно, что сфера действия этих систем тоже ограничена и отнюдь — вопреки заверениям или упованиям — не всеобща. Работать и исполнять свои функции они могут лишь в контексте целого и наряду с другими с другими (официальными!) социальными институтами.

  1. Campion-Vincet V. Complots et avertissi-ments: Legendes urbaines dans la ville // Revue francaise de sociologie. Paris, 1989. A. 30. N 1. P. 91 — 105.
  2. Kapferer J.-N. Rumeurs, le plus vieux du mbnde. Paris, 1987.
  3. Park R. E. News as a form of knowledge // Amer. J. of Sociol. 1940. V. 45. P. 669-689.
  4. Schutz A. Well-informed citizen // Schutz A. Collected papers. V. 2.

http://psyfactor.org/lib/rumours2.htm

Ученик как субъект образовательного процесса

УЧЕНИК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Федеральное далее...

Как снять постоянное нервное напряжение

Как избавиться от напряжения и стресса: полезные советы Стресс далее...

Типизация это в психологии примеры

Типизация это в психологии примеры Рубинштейн Сергей далее...


Тест на стили ведения переговоров (570)
Валерий викторович петухов причина смерти (566)
Психологический эффект когда присутствие других облегчает действия индивида получил название (253)
Критерии которые положил в основу своей периодизации э эриксон (220)
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками (207)
Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками (196)

Асв анализ семейного воспитания тест

Тест-опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений) на выявление далее...

Селигман беспомощность о депрессии и смерти

СиндромВыученной беспомощности Собак, подвергавшихся вначале слабым далее...

Как избавиться от застенчивости и неуверенности в себе

Методы борьбы с застенчивостью Застенчивые люди часто далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑