Слухи как социально психологический феномен

Слухи и сплетни как социально-психологический феномен

В статье Б.В. Дубина и А.В. Толстых «Слухи как социально – психологический феномен» содержится следующее определение слуха: «Прежде всего, это теневой мир, своего рода черный рынок информации: ценность слуха в том, что он неофициален, сообщается своим, а значит — о чужих. Иначе говоря, слухи — это вести обо всем интересном чужом (или как бы чужом, в модусе отстранения от него) для своих»[146] Энциклопедические и толковые словари связывают слухи с недостоверной, ложной или непроверенной информацией. Слухи, как и официальные сообщения, в равной степени могут содержать недостоверную информацию. На сегодняшний день неизвестны какие-либо серьезные исследования, доказывающие, что слухи недостоверны чаще.

Условия возникновения слухов

1. Неудовлетворенный интерес массовой аудитории к определенной проблеме, событию, персоне.

2. Связь интереса с жизненными потребностями людей.

3. Социально-политическая обстановка в стране.

4. Неудовлетворенность соответствующих потребностей.

5 Недоверие к источнику информации: к известным официальным, правительственным источникам информации.

6.Высокая степень эмоционального напряжения в общности и связанная с ней потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения.

7.Демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзивность передаваемого сообщения

8.Желание человека повысить свой престиж.

1. Противоположные: слухи «желания» - слухи «пугало».

2. Слухи, похожие на правду, слухи, не похожие на правду.

3. Слухи, агрессивные - слухи экспрессивные.

Сплетни передаются секретно, с ощущением их (сплетничающих) взаимной принадлежности к определенному социальному кругу, часто касаются вопросов, на открытое обсуждение которых накладывается табу.

Социальные функции сплетни

1. Информационно-познавательная. Сплетня всегда является дополнением институциализированной, общедоступной информации. Она не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения и поддерживать их.

2. Развлекательно-игровая. В сплетне можно найти различные формы комизма - прозаические кулисы того, кто пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность великих людей, забавные конфликты социальных ролей и т.д.

3. Аффилиативно - интеграционная. Обмен сплетнями свидетельствует о сходстве ценностей и характеров. Те, с кем мы занимаемся сплетничаньем – «свои». Сплетня становится плоскостью противопоставления «мы – они».

4. Тактическая. Сплетня может использоваться в качестве оружия в борьбе между индивидами и группами - путем ослабления доверия, дезинформации, возбуждения эмоций и т.д.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

cyberpedia.su -2018 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.

Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

http://cyberpedia.su/9x7b6f.html

Слухи и сплетни как социально-психологический феномен

В статье Б.В. Дубина и А.В. Толстых «Слухи как социально – психологический феномен» содержится следующее определение слуха: «Прежде всего, это теневой мир, своего рода черный рынок информации: ценность слуха в том, что он неофициален, сообщается своим, а значит — о чужих. Иначе говоря, слухи — это вести обо всем интересном чужом (или как бы чужом, в модусе отстранения от него) для своих»[146] Энциклопедические и толковые словари связывают слухи с недостоверной, ложной или непроверенной информацией. Слухи, как и официальные сообщения, в равной степени могут содержать недостоверную информацию. На сегодняшний день неизвестны какие-либо серьезные исследования, доказывающие, что слухи недостоверны чаще.

Условия возникновения слухов

1. Неудовлетворенный интерес массовой аудитории к определенной проблеме, событию, персоне.

2. Связь интереса с жизненными потребностями людей.

3. Социально-политическая обстановка в стране.

4. Неудовлетворенность соответствующих потребностей.

5 Недоверие к источнику информации: к известным официальным, правительственным источникам информации.

6.Высокая степень эмоционального напряжения в общности и связанная с ней потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения.

7.Демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзивность передаваемого сообщения

8.Желание человека повысить свой престиж.

1. Противоположные: слухи «желания» - слухи «пугало».

2. Слухи, похожие на правду, слухи, не похожие на правду.

3. Слухи, агрессивные - слухи экспрессивные.

Сплетни передаются секретно, с ощущением их (сплетничающих) взаимной принадлежности к определенному социальному кругу, часто касаются вопросов, на открытое обсуждение которых накладывается табу.

Социальные функции сплетни

1. Информационно-познавательная. Сплетня всегда является дополнением институциализированной, общедоступной информации. Она не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения и поддерживать их.

2. Развлекательно-игровая. В сплетне можно найти различные формы комизма - прозаические кулисы того, кто пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность великих людей, забавные конфликты социальных ролей и т.д.

3. Аффилиативно - интеграционная. Обмен сплетнями свидетельствует о сходстве ценностей и характеров. Те, с кем мы занимаемся сплетничаньем – «свои». Сплетня становится плоскостью противопоставления «мы – они».

4. Тактическая. Сплетня может использоваться в качестве оружия в борьбе между индивидами и группами - путем ослабления доверия, дезинформации, возбуждения эмоций и т.д.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

cyberpedia.su -2018 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.

Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

http://cyberpedia.su/9x7b6f.html

Слухи как социально-психологический феномен

Задумываясь, о чем бывают слухи, обнаруживаешь, что обо всем. Тематически они охватывают весь значимый мир человека и общества: они вездесущи. Конечно, у слухов есть своя иерархия, свой «круг», свой индекс сенсационности.

Для массового сознания чужие — это те, кто выше, в плане ли социальном (власть, начальство и т.п.) либо культурном («звезды», чужаки и др.). И, стало быть, мир слухов — это образы иерархии, спроецированные на экран «уравнительного» сознания. Впрочем, как уже отмечалось, возможно и переворачивание иерархии — самоопределение от противного: тогда предметом слуха становится «низший», вернее — демонстративно низвергаемый (козел отпущения и т.н.). Структура сознания при этом та же.

Рискнем предположить, что и первое, и второе различение говорят об одном: стоит усмотреть в «чужом», каково оно «на самом деле», и вот оно становится «своим». Чаще всего этой операции сопутствует ценностное снижение: дескать, знаем мы их, все одинаковы, поскреби — и обнаружится! Что ж, как всегда при воспроизведении социальных и культурных барьеров, они должны быть труднопреодолимы, но все же проницаемы. Чуждое и далекое можно освоить и приблизить — от дружелюбного «понять» до неисправимо рабского, хотя и презрительного, «замазать».

Для России это вторая половина XVIII— первая половина XIX веков, когда «случай» становится основой «репутации» (еще одно понятие, тесно связанное «толками»), в том числе дурной или разрушенной: вспомним классическую драму блестящей репутации, погубленной специально распространенным слухом — «Горе о ума» Грибоедова — или, в пародийном варианте — «Мертвые души» Гоголя. О роли слухов в мире Достоевского уже не говорим.

Важно, что единицами слуха (слухообразующими элементами, модулями) являются экстраординарные события и герои. Особость героя (она часто отмечает и окрашивает собой и изрядность события) определяется его статусом — явным или, скрытым и особыми способностями (опять-таки скрытыми или явными). Существенно само противопоставление явного и скрытого, игра слуха (и его инициатора, автора рассказчика) на этой двузначности.

Узлом, на который завязаны герои и события или который они развязывают, является «проблема» — болевая точка, пункт наибольшего напряжения или слома общественной структуры (экономическая разруха, преемственность политической власти и появление новых элит, международные и межнациональные конфликты и т.д.).

Важно, кроме того, что между миром «чужих» и «своих» есть посредник — это «посвященный» (а потому — посвящающий других). Таков рассказчик слуха, который нередко дублирует свою персону (и укрепляет свой авторитет и надежность, значимость слуха) еще одной фигурой — свидетеля (родственника, знакомого, «одного парня» и т.п.). Эту обобщенную фигуру А. Шютц исследовал как «хорошо информированного гражданина».

В «перевернутом» варианте местом действия (например, таинственных и сверхординарных происшествий) может быть «дикая» деревня, глушь, но опять-таки в ее противопоставлении большому городу: на этот раз поучительная история рассказывается с его позиций.

Поучительность (моральность) — фундаментальная, хотя не обязательно выпирающая, черта слуха как типа повествования. Это еще одно указание на среду его возникновения, его (внутреннего) рассказчика, он же (внутренний) адресат текста — коллективное, слабо дифференцированное сознание, контролирующее реальность и интегрирующее соответствующего типа сообщество подобными символическими средствами — поучительным известием о «запредельном» (в социальном плане). Это может быть и пропедевтическое предупреждение, устрашение, когда властитель обращается в совратителя, спасительница — в коварную интриганку и других немногочисленных персонажей этого теневого театра.

Вместе с тем, и в генезисе своем, и в условиях функционирования, внутренней структуре и формах потребления и передачи, слух, как нам кажется, сохраняет свою связь со всеми перечисленными типами социальных сообщений. Почему и сопоставление его с ними, по крайней мере на начальной стадии работы, эвристически вполне перспективно.

Эти отсеки неопатримониализма в общественных системах, движущихся к «современным» обществам и существующих уже в их окружении, облучении и т.д., отображаются в определенных, «традиционных» по форме феноменах массового сознания. Причем эти суждения и оценки — сами есть изнанка системы здешних массовых коммуникаций. В отличие от общественного мнения в строгом смысле слова, продукты работы массового сознания не откристаллизовываются в системе норм и жанров письменной культуры, они не обретают самостоятельной общественной силы и не откладываются и структурах соответствующих институтов (но могут быть особой стадией формирования общественных настроений, продуктом — иногда побочным — возникновения тех пли иных социальных образований, либо же — распада; содержание, структуру и адресацию слуха в этих противоположных случаях можно различать примерно так, как Маннгейм, скажем, различал утопию и идеологию).

Важно, что это не всеобщность, скажем, категорий и процедур науки, норм права или других продуктов рационализации мира. По своему внутреннему устройству — это всеобщность «родового», «природного». В социальном смысле ей соответствует тот уровень общего и «основного» в общественном жизнеустройстве, где кончаются различения: социологическая «почва», «уровень моря». Тут действуют такие нерасчлененно-коллективистскне измерения, как «народ», «нация», «все как один» и т.п.

Добавим еще особую склонность нашего «протообщественного мнения» к морализму — всеобщий и достаточно жесткий контроль над лояльностью своих членов в форме «ты меня уважаешь?» Поэтому волеизъявление в форме слухов может конечно в определенных исторических ситуациях (по контрасту с иерархической стратификацией средневекового социума или на фоне тотальной подчиненности населения, мобилизованного командно-административной системой) нести известный гуманистический потенциал — напоминая о всеобщности «просто человеческого» (сравни ценностную нагрузку «смеховой культуры народа» в знаменитой книге Бахтина, написанной в конце 1930-х годов). Но переоценивать возможности подобной реакции не нужно. Слухи были и будут атрибутом любого общества поскольку ни одно общество (кроме утопического) не согласовано до абсолютного единства и всегда обладает особыми измерениями «здравого смысла» «неофициальной культуры» и т.п. И все же очевидно, что сфера действия этих систем тоже ограничена и отнюдь — вопреки заверениям или упованиям — не всеобща. Работать и исполнять свои функции они могут лишь в контексте целого и наряду с другими с другими (официальными!) социальными институтами.

  1. Campion-Vincet V. Complots et avertissi-ments: Legendes urbaines dans la ville // Revue francaise de sociologie. Paris, 1989. A. 30. N 1. P. 91 — 105.
  2. Kapferer J.-N. Rumeurs, le plus vieux du mbnde. Paris, 1987.
  3. Park R. E. News as a form of knowledge // Amer. J. of Sociol. 1940. V. 45. P. 669-689.
  4. Schutz A. Well-informed citizen // Schutz A. Collected papers. V. 2.

http://psyfactor.org/lib/rumours2.htm

Ученик как субъект образовательного процесса

УЧЕНИК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Федеральное далее...

Как снять постоянное нервное напряжение

Как избавиться от напряжения и стресса: полезные советы Стресс далее...

Типизация это в психологии примеры

Типизация это в психологии примеры Рубинштейн Сергей далее...


Значение зрительного контакта в общении (7)
Выборы в думу в 1999 (5)
Высказывания о вере в себя (4)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (4)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (4)
Внешние причины действуют через внутренние условия (3)

Как вести себя с подростком

Подростковый бунт: как вести себя родителям КАК далее...

Влияние сми на агрессивное поведение

Влияние сми на агрессивное поведение Нынешние СМИ далее...

Человек с характером как это

Характер, который мы выбираем Девушки с сильным характером далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑