Толпа как социально психологический феномен

IV. Социально-психологический феномен толпы

4.1. Структура толпы. Деиндивидуализация

Толпа является специфической социальной группой. Как социально-психологический феномен, толпа встречается с самых древних времен. Рассмотрим основные черты, характерные для феномена толпы.

2. Толпа имеет особую форму. Как показывают наблюдения, кинокадры и фотоснимки, все толпы имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму. В толпе наблюдается движение людей от периферии к центру и от центра к периферии. Наиболее активные люди тяготеют к центру толпы, более пассивные стремятся к периферии.

1) зачинщики или организаторы толпы;

2) агрессоры — наиболее активно и агрессивно действующие члены толпы;

3) последователи — люди, подражающие агрессорам;

4) любопытные, попавшие в толпу в силу своей ориентировочной реакции;

5) обыватели — люди, попавшие в толпу случайно.

Как правило, агрессоры являются индукторами заражения настроениями, внушения идеями, подражания действиями.

Статусные позиции в толпе также можно дифференцировать. Наивысший статус имеет вождь, лидер толпы. Затем следует свита вождя, охранники, все остальные члены толпы.

5. Анонимность людей в толпе является одним из тех факторов, которые придают людям силу и чувство безответственности, безнаказанности. Снятие запретов, как внутренних, так и внешних, дозволенность любого поведения позволяет «человеку толпы» дать полный выход своим эмоциям. Эйфория, которая сопровождает эту эмоциональную разрядку, как считал Бехтерев, вводит человека в состояние, близкое к гипнотическому.

4.2. Этапы формирования толпы

1. Возникновение повода, связанного с ограничением ресурсов, прав, свобод, информации и пр.

2. Возникновение сомнений в истинности официальной информации, появление тревожных слухов, провоцирующих людей выйти на площадь и добиваться своих прав массово и сплоченно.

3. Собрание людей на площади и интенсивный обмен информацией и эмоциями.

4. Появление лидера толпы, его выступление, что сопровождается довольно часто подъемом эмоционального возбуждения толпы, повторением лозунгов и движений лидера.

5. Противопоставление лидером когнитивных категорий «мы — они», например: «мы» — народ, «они» — власть, создание образа врага.

6. Активизация толпы лидером, определение направления действий.

7. Групповой эксцесс, активные, часто агрессивные, действия толпы. Групповой эксцесс начинают зачинщики, наиболее энергично им подражают агрессоры, а затем подключаются и последователи.

Таким образом, заражение общим настроением и подражательный характер действий, собственно, и составляют динамику толпы.

http://psyfactor.org/lib/pochebut-13.htm

IV. Социально-психологический феномен толпы

4.1. Структура толпы. Деиндивидуализация

Толпа является специфической социальной группой. Как социально-психологический феномен, толпа встречается с самых древних времен. Рассмотрим основные черты, характерные для феномена толпы.

2. Толпа имеет особую форму. Как показывают наблюдения, кинокадры и фотоснимки, все толпы имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму. В толпе наблюдается движение людей от периферии к центру и от центра к периферии. Наиболее активные люди тяготеют к центру толпы, более пассивные стремятся к периферии.

1) зачинщики или организаторы толпы;

2) агрессоры — наиболее активно и агрессивно действующие члены толпы;

3) последователи — люди, подражающие агрессорам;

4) любопытные, попавшие в толпу в силу своей ориентировочной реакции;

5) обыватели — люди, попавшие в толпу случайно.

Как правило, агрессоры являются индукторами заражения настроениями, внушения идеями, подражания действиями.

Статусные позиции в толпе также можно дифференцировать. Наивысший статус имеет вождь, лидер толпы. Затем следует свита вождя, охранники, все остальные члены толпы.

5. Анонимность людей в толпе является одним из тех факторов, которые придают людям силу и чувство безответственности, безнаказанности. Снятие запретов, как внутренних, так и внешних, дозволенность любого поведения позволяет «человеку толпы» дать полный выход своим эмоциям. Эйфория, которая сопровождает эту эмоциональную разрядку, как считал Бехтерев, вводит человека в состояние, близкое к гипнотическому.

4.2. Этапы формирования толпы

1. Возникновение повода, связанного с ограничением ресурсов, прав, свобод, информации и пр.

2. Возникновение сомнений в истинности официальной информации, появление тревожных слухов, провоцирующих людей выйти на площадь и добиваться своих прав массово и сплоченно.

3. Собрание людей на площади и интенсивный обмен информацией и эмоциями.

4. Появление лидера толпы, его выступление, что сопровождается довольно часто подъемом эмоционального возбуждения толпы, повторением лозунгов и движений лидера.

5. Противопоставление лидером когнитивных категорий «мы — они», например: «мы» — народ, «они» — власть, создание образа врага.

6. Активизация толпы лидером, определение направления действий.

7. Групповой эксцесс, активные, часто агрессивные, действия толпы. Групповой эксцесс начинают зачинщики, наиболее энергично им подражают агрессоры, а затем подключаются и последователи.

Таким образом, заражение общим настроением и подражательный характер действий, собственно, и составляют динамику толпы.

http://psyfactor.org/lib/pochebut-13.htm

62. Стихийные процессы передачи информации. Слухи.

Слухи — это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу.

В соответствии с эмоциональной окрашенностью, слухи делятся на «слух-желание», «слух-пугало», «агрессивный слух» и «нелепый слух».

63. Толпа как социально-психологический феномен

Среди общих психологических факторов существования толпы практически всеми исследователями обычно отмечается устойчивая и подчас просто жесткая психологическая связь, объединяющая входящих в толпу людей. Образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов, вызванных одним и тем же стимулом, толпа не обладает установленными организационными нормами и каким-либо комплексом моральных норм. Влияние толпы на своих членов вытекает из природы возникшей между ними эмоционально-импульсивной связи. В толпе проявляется примитивные, но сильные импульсы и эмоции, не сдерживаемые никакими этическими или организационными нормами.

Выделяют ряд условий действия такого «гипноза». Во-первых, это предварительно существующие устойчивые установки и убеждения. Легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, например, направленной против давно ненавистных ей социальных групп или институтов. Во-вторых, это убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям. В-третьих, это молодой возраст и отсутствие достаточного социального опыта. Наконец, в-четвертых, это низкий уровень умственного развития и недостаточная развитость интеллектуальных элементов психики, отсутствие привычки анализировать свое поведение, недостаточно сильная воля, нетвердость социально-политических взглядов, отсутствие устойчивых убеждений.

Существуют четыре основных вида толпы: случайная, экспрессивная (напр. траурное шествие), конвенциональная (митинг, собрание) и действующая (агрессивная, паническая и т.д.).

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/5623184/page:48/

Как перестать стесняться людей и краснеть

Как перестать стесняться всех и вся: 10 эффективных далее...

Как вылечить панические атаки навсегда отзывы

Панические атаки, ВСД, невроз. У кого был далее...

Ребенок ничего не хочет и ничем не интересуется

Ребенок ничего не хочет и ничем не далее...


Значение зрительного контакта в общении (7)
Выборы в думу в 1999 (5)
Высказывания о вере в себя (4)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (4)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (4)
Внешние причины действуют через внутренние условия (3)

Пирамида маслоу 7 уровней потребностей по

Пирамида Абрахама Маслоу #8212; 7 уровней далее...

Каково содержание понятия ассимиляция народов

Процесс слияния одного народа с другим далее...

Психология как войти в доверие к человеку

Как войти в доверие. Психологические приемы далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑