В каком направлении психологии был провозглашен принцип изоморфизма

Гештальтпсихология и ее отличия от бихевиоризма. Принцип изоморфизма

Для гештальтистов значимость имело то, что не существует чисто объективно, а является результатом определенной умственной (психической) обработки со стороны живого организма. Надо было указать его специфику, структурировать его, а вместе с этим структурировать и саму среду как совокупный стимул. Организм теперь уже не мог мыслиться как «чистая доска», как абсолютное начало в понимании поведения, а лишь как совокупность требований к среде. Следовало показать, что не только среда определяет организм, но и организм определяет среду в связи со своими жизненными целями. В такой научной ситуации при господстве принципа физикализма проблема значимости приобрела соответствующую окраску. Соотношение между организмом и средой свелось в итоге к отношению изоморфизма — одного из ведущих понятий гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология отбросила как совсем бесплодную формулу S-R. Организм получил определенную «имманентную» организацию, структуру, гештальт. В последний были введены особенности среды.

Здесь произошло размежевание гештальтпсихологов с учением Г. Эренфельса, который предоставлял высшим субъективным процессам роль организаторов восприятий и был склонен уравновешивать значимость внутреннего и внешнего. Это разграничение указывало на то, что и в этом пункте структурная психология продолжала идти под флагом бихевиоральности. Только она еще больше обострила физикалистской характер отношений среды и организма.

Бихевиоризм в лице Дж.Уотсона отказался от возможности и необходимости изучать внутренние психические (мозговые) модели. Гештальтпсихология признала это внутреннее моделирование важнейшим фактом, но отказалась изучать его на физиологическом уровне, как это пытались делать Павлов и Бехтерев. Психические явления и физические процессы в мозге для нее являются изоморфными. Восприятие предмета или восприятие последовательности событий во времени — любой подобный вид восприятия коррелирует с такими же процессами в коре полушарий.

Существенным отличием гештальтпсихологии от бихевиоризма следует признать выход в сторону изучения продуктивного мышления, инсайта, которые наиболее исследовали В. Келер и М. Вертгеймер. Однако если проблема творчества так волновала Бехтерева и была сведена им к механизму связующего рефлекса, то продуктивное мышление у гештальтпсихологов свелось к заполнению незавершенных внешних структур, то есть к созданию внутренних целостных структур с помощью тех же силовых линий структурного поля.

Если внешняя структура не завершена, то внутренняя тенденция ее завершает, поэтому изоморфизм со стороны субъекта «в себе» всегда остается структурно целостным.

Мир, в котором теперь живет человек, становится совокупностью значимостей и их преобразований. И все же, усматривая в раздражителе прежде выходные физические качества, гештальтпсихология свела проблему другого человека к значимому компоненту среды, и социальный аспект психического практически выпал из поля ее зрения. Гештальтпсихологи не увидели, что настоящая значимость среды, ее ситуативная значимость становится возможной только при условии, что в эту ситуацию введен другой человек. Более того, ситуация возможна именно потому, что у нее введен другой человек. Вот почему ситуативный момент «поля», в котором действует один индивид имеет тенденцию деградировать до чисто физического компонента. Это — глубокое противоречие гештальтпсихологии.

Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003

http://psyfactor.org/hist/gestalt-theory-1.htm

Гештальтпсихология и ее отличия от бихевиоризма. Принцип изоморфизма

Для гештальтистов значимость имело то, что не существует чисто объективно, а является результатом определенной умственной (психической) обработки со стороны живого организма. Надо было указать его специфику, структурировать его, а вместе с этим структурировать и саму среду как совокупный стимул. Организм теперь уже не мог мыслиться как «чистая доска», как абсолютное начало в понимании поведения, а лишь как совокупность требований к среде. Следовало показать, что не только среда определяет организм, но и организм определяет среду в связи со своими жизненными целями. В такой научной ситуации при господстве принципа физикализма проблема значимости приобрела соответствующую окраску. Соотношение между организмом и средой свелось в итоге к отношению изоморфизма — одного из ведущих понятий гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология отбросила как совсем бесплодную формулу S-R. Организм получил определенную «имманентную» организацию, структуру, гештальт. В последний были введены особенности среды.

Здесь произошло размежевание гештальтпсихологов с учением Г. Эренфельса, который предоставлял высшим субъективным процессам роль организаторов восприятий и был склонен уравновешивать значимость внутреннего и внешнего. Это разграничение указывало на то, что и в этом пункте структурная психология продолжала идти под флагом бихевиоральности. Только она еще больше обострила физикалистской характер отношений среды и организма.

Бихевиоризм в лице Дж.Уотсона отказался от возможности и необходимости изучать внутренние психические (мозговые) модели. Гештальтпсихология признала это внутреннее моделирование важнейшим фактом, но отказалась изучать его на физиологическом уровне, как это пытались делать Павлов и Бехтерев. Психические явления и физические процессы в мозге для нее являются изоморфными. Восприятие предмета или восприятие последовательности событий во времени — любой подобный вид восприятия коррелирует с такими же процессами в коре полушарий.

Существенным отличием гештальтпсихологии от бихевиоризма следует признать выход в сторону изучения продуктивного мышления, инсайта, которые наиболее исследовали В. Келер и М. Вертгеймер. Однако если проблема творчества так волновала Бехтерева и была сведена им к механизму связующего рефлекса, то продуктивное мышление у гештальтпсихологов свелось к заполнению незавершенных внешних структур, то есть к созданию внутренних целостных структур с помощью тех же силовых линий структурного поля.

Если внешняя структура не завершена, то внутренняя тенденция ее завершает, поэтому изоморфизм со стороны субъекта «в себе» всегда остается структурно целостным.

Мир, в котором теперь живет человек, становится совокупностью значимостей и их преобразований. И все же, усматривая в раздражителе прежде выходные физические качества, гештальтпсихология свела проблему другого человека к значимому компоненту среды, и социальный аспект психического практически выпал из поля ее зрения. Гештальтпсихологи не увидели, что настоящая значимость среды, ее ситуативная значимость становится возможной только при условии, что в эту ситуацию введен другой человек. Более того, ситуация возможна именно потому, что у нее введен другой человек. Вот почему ситуативный момент «поля», в котором действует один индивид имеет тенденцию деградировать до чисто физического компонента. Это — глубокое противоречие гештальтпсихологии.

Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003

http://psyfactor.org/hist/gestalt-theory-1.htm

В каком направлении психологии был провозглашен принцип изоморфизма

1066 вузов, 2389 предметов.

Подобные попытки реально предпринимались в нашей стране некоторыми последователями И.П.Павлова в 50-е гг. XX в. На печально знаменитой «сессии двух академий» — Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР — в 1950 г., посвященной проблемам физиологического учения И. П. Павлова, прямо утверждалось, что область исследования психологии идентична области физиологии высшей нервной деятельности, что нет никаких особых психологических закономерностей, что признание специфики психического есть «замаскированный» вариант дуалистического решения психофизиологической проблемы и т.п.

1 Термин был предложен гораздо позднее немецким психологом Г. Мюнстер-бергом [32]. Происходит от греч. слов epi (над, сверху) и phainomenon (явление) и означает явление, индифферентное по отношению к процессу, которому оно сопутствует.

Субъективная реальность в таком случае может быть сравнима с тенью, отбрасываемой реальным предметом, всюду следующей за ним и являющейся иной реальностью, чем сам предмет, но зависимой от него, повторяющей его контуры, форму и какие-то еще свойства объективного реального предмета. В силу того что субъективное (отождествляемое здесь с психическим) — с этой точки зрения — всего лишь «отблеск» объективного, строго научным может быть признано изучение лишь объективных, т.е. физиологических, процессов. Таким образом, позиция материалистического психофизического параллелизма закономерно приводила к физиологическому редукционизму в изучении психической ре-

В истории философии и психологии был и идеалистический вариант психофизического параллелизма. Это, в частности, позиция философа XVII в. Г.В.Лейбница. В его монадологии, весьма сложном философском учении, тело монады есть, в известном смысле, производное от ее духовной (душевной) составляющей.

1 Принцип изоморфизма рассматривался нами в главе 4.

Как же связаны тогда тело и душа в монадологии? Позиция Лейбница схожа с аристотелевским пониманием души как энтелехии тела, т.е. как принципа организации тела (так, он писал о том, что «душа меняет тело» [56, 426]), однако речь идет в буквальном смысле не о соединении (и тем более единстве) души и тела, а о согласии души с органическим телом.

Решение психофизической проблемы в духе параллелизма внутренне противоречиво: с одной стороны, психическое и физическое признаются двумя разными по своей природе реальностями, с другой — находящимися друг с другом в «одной упряжке», в некотором согласии, только в материалистическом варианте психофизического параллелизма психическое есть «тень» физических процессов, в идеалистическом варианте — в определенном смысле наоборот.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/5247428/page:68/

Как разговаривать с подчиненным если не выполняются распоряжения

Искусство приказывать. Как управлять подчиненными Почему не исполняются приказы? Существует далее...

Мой муж меня не уважает

Игра в четыре руки: когда муж не далее...

Красивые стихи о себе со смыслом

Короткие стихи о себе О как ты прав, далее...


Значение зрительного контакта в общении (7)
Выборы в думу в 1999 (5)
Высказывания о вере в себя (4)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (4)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (4)
Внешние причины действуют через внутренние условия (3)

Экстериоризация это в психологии это

Экстернализация Экстернализация - психотерапевтический прием, при котором проблема далее...

Джон грей как хотеть желаемое и желать полученное pdf

Джон Грэй - Практическое пособие по исполнению далее...

Как успокоиться и не накручивать себя

Main menu Чувствуешь, что вот-вот случится что-то плохое. далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑