Направление в философии рассматривающее приоритет целого над частью это

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ

1) тезис: целое есть не более чем сумма своих частей; антитезис: целое есть нечто большее, чем сумма его частей;

2) тезис: целое познается через знание его частей; антитезис: знание целого предшествует познанию его частей;

Представители как той, так и другой позиции приводили немало примеров, подтверждающих обоснованность их исходных принципов. Сторонники меризма указывали на такие объекты, как стадо животных, стая птиц, небесные созвездия, все свойства которых действительно определяются суммированием свойств входящих в них предметов. Механицизм и редукционизм в физике и биологи явились выражением именно этой позиции. С др. стороны, оправданность холизма легко усматривается, напр., из того факта, что ни мотор, ни колеса, ни кузов сами по себе не могут служить средством передвижения, этим свойством обладает только автомобиль как целое. Холистская позиция проявилась в теории эмерджентной эволюции, в витализме, в гештальтпсихологии.

В настоящее время соотношение Ч. и Ц. получило более точную разработку в системном подходе. Выделяют т.н. сум мативные и интегративные системы. К суммативным системам относят такие, свойства которых почти целиком исчерпываются свойствами входящих в них элементов и которые лишь количественно превосходят свои элементы, не отличаясь от них качественно, напр., груда кирпичей, штабель досок и т.п. Вхождение к.-л. элемента в такую совокупность ничего или почти ничего ему не добавляет, связи между элементами в таких системах являются чисто внешними и случайными. Меризм говорил именно о таких системах и для таких систем его принципы справедливы.

Интегративные системы как раз и являются тем, что можно назвать органично целым. Такие целокупности предметов отличаются следующими особенностями:

1) они приобретают некоторые новые свойства по сравнению с входящими в них предметами, т.е. свойства, принадлежащие именно совокупности как целому, а не ее отдельным частям;

2) связи между их элементами имеют законосообразный характер;

3) они придают своим элементам такие свойства, которыми элементы не обладают вне системы.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ в других словарях:

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ, философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Эта связь выступает как целое, а предметы в качестве его#8230; … Энциклопедический словарь

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — англ. part and the whole; нем. Teil und Ganzes. Философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, к рая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых#8230; … Энциклопедия социологии

ЧАСТЬ и ЦЕЛОЕ — философские категории, высвечивающие в своей взаимосвязи отношения между единым и многим, сложным и простым, качеством и количеством, формой и содержанием. О Ч. имеет смысл говорить только по отношению к Ц. и наоборот; всякий раз их следует#8230; … Современный философский словарь

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — англ. part and the whole; нем. Teil und Ganzes. Философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, к рая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых#8230; … Толковый словарь по социологии

ЦЕЛОЕ — см. Часть и целое. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

  • Часть и целое (1115), . Знакомимся с понятиями часть и целое . 24 пары, 48 карточек. Игра учит находить целый предмет и его часть, развивает мелкую моторику рук, навыки самопроверки. Игра развивает логические#8230; ПодробнееКупить за 267 руб
  • Часть и целое 2+, Данилова, Елена Алексеевна. Пальчиковые занятия - уникальная и эффективная методика раннего развития. Формирует опережающее и гармоничное развитие малыша. Автор пособий - известный психолог, педагог и методист Лена#8230; ПодробнееКупить за 99 руб
  • Часть и целое, Данилова Елена Алексеевна. Эта книжка направлена на развитие речи, моторики рук и расширение словарного запаса у маленьких читателей - детей от двух лет. Что можно разделить на части, а что нельзя? Если разделить, то#8230; ПодробнееКупить за 92 руб
Другие книги по запросу #171;ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ#187;

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1358/%D0%A7%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%AC

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ

1) тезис: целое есть не более чем сумма своих частей; антитезис: целое есть нечто большее, чем сумма его частей;

2) тезис: целое познается через знание его частей; антитезис: знание целого предшествует познанию его частей;

Представители как той, так и другой позиции приводили немало примеров, подтверждающих обоснованность их исходных принципов. Сторонники меризма указывали на такие объекты, как стадо животных, стая птиц, небесные созвездия, все свойства которых действительно определяются суммированием свойств входящих в них предметов. Механицизм и редукционизм в физике и биологи явились выражением именно этой позиции. С др. стороны, оправданность холизма легко усматривается, напр., из того факта, что ни мотор, ни колеса, ни кузов сами по себе не могут служить средством передвижения, этим свойством обладает только автомобиль как целое. Холистская позиция проявилась в теории эмерджентной эволюции, в витализме, в гештальтпсихологии.

В настоящее время соотношение Ч. и Ц. получило более точную разработку в системном подходе. Выделяют т.н. сум мативные и интегративные системы. К суммативным системам относят такие, свойства которых почти целиком исчерпываются свойствами входящих в них элементов и которые лишь количественно превосходят свои элементы, не отличаясь от них качественно, напр., груда кирпичей, штабель досок и т.п. Вхождение к.-л. элемента в такую совокупность ничего или почти ничего ему не добавляет, связи между элементами в таких системах являются чисто внешними и случайными. Меризм говорил именно о таких системах и для таких систем его принципы справедливы.

Интегративные системы как раз и являются тем, что можно назвать органично целым. Такие целокупности предметов отличаются следующими особенностями:

1) они приобретают некоторые новые свойства по сравнению с входящими в них предметами, т.е. свойства, принадлежащие именно совокупности как целому, а не ее отдельным частям;

2) связи между их элементами имеют законосообразный характер;

3) они придают своим элементам такие свойства, которыми элементы не обладают вне системы.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ в других словарях:

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ, философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Эта связь выступает как целое, а предметы в качестве его#8230; … Энциклопедический словарь

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — англ. part and the whole; нем. Teil und Ganzes. Философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, к рая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых#8230; … Энциклопедия социологии

ЧАСТЬ и ЦЕЛОЕ — философские категории, высвечивающие в своей взаимосвязи отношения между единым и многим, сложным и простым, качеством и количеством, формой и содержанием. О Ч. имеет смысл говорить только по отношению к Ц. и наоборот; всякий раз их следует#8230; … Современный философский словарь

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — англ. part and the whole; нем. Teil und Ganzes. Философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, к рая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых#8230; … Толковый словарь по социологии

ЦЕЛОЕ — см. Часть и целое. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

  • Часть и целое (1115), . Знакомимся с понятиями часть и целое . 24 пары, 48 карточек. Игра учит находить целый предмет и его часть, развивает мелкую моторику рук, навыки самопроверки. Игра развивает логические#8230; ПодробнееКупить за 267 руб
  • Часть и целое 2+, Данилова, Елена Алексеевна. Пальчиковые занятия - уникальная и эффективная методика раннего развития. Формирует опережающее и гармоничное развитие малыша. Автор пособий - известный психолог, педагог и методист Лена#8230; ПодробнееКупить за 99 руб
  • Часть и целое, Данилова Елена Алексеевна. Эта книжка направлена на развитие речи, моторики рук и расширение словарного запаса у маленьких читателей - детей от двух лет. Что можно разделить на части, а что нельзя? Если разделить, то#8230; ПодробнееКупить за 92 руб
Другие книги по запросу #171;ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ#187;

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1358/%D0%A7%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%AC

Основные направления и течения философии с их представителями

Материалисты — Демокрит, Гераклит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основе универсума лежит материальное начало — природа, воздух, вода, огонь, атом, алейрон, материя. Человек — порождение закономерно развивающейся материи. Он субстанциален и атрибутивен, обладает сознанием. В основе всего сущего лежат материальные, а не духовные явления. Бытие человека определяет его сознание, а образ жизни способствует развитию его мышления.

Дуалисты — Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс. Достаточно устойчивое философское течение, согласно которому в основе универсума лежат два самостоятельных начала: и духовное, и материальное; и сознание, и материя. Они существуют одновременно, параллельно, независимо друг от друга. Тело не зависит от духа, дух не зависит от тела; психика не зависит от нервных процессов мозга; мозг не является субстратом сознания.

Метафизики — П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс. Смысл метафизического подхода в том, что в универсуме и в человеке или все статично, устойчиво, постоянно (догматики), или все течёт, все изменчиво, нет ничего постоянного (релятивисты).

Эклектики — Потамон, У. Джеймс. В универсуме и человеке есть постоянное и изменчивое, есть относительное и абсолютное, поэтому ничего определённого о состоянии объекта, системы сказать нельзя.

Гностики — философы этого направления признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир. Это — Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.

Скептики — Секст Эмпирик, Д. Юм. В их понимании однозначного ответа на вопрос о познаваемости мира быть не может, потому что есть явления познанные и непознанные, есть явления загадочные, таинственные, есть мировые загадки . Это значит, что мир и познаваем, и непознаваем. У этой группы философов постоянные сомнения и в том, и в другом.

Монисты — Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах. Объяснение мира, универсума, человека возможно на основе единого принципа: материального или идеального. Вся система философии должна быть построена на общем основании.

Феноменологи — Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти. Их позиция в системе универсум — человек субъективно-идеалистическая: нет объекта без субъекта . Философская система построена на интенциональности сознания, то есть его направленности на объект. Философия, как наука о чистых сущностях (эйдетика), противопоставляется познанию реальных фактов.

Герменевты — В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер. У герменевтики особое видение отношения универсум — человек . Дильтей видел в герменевтике основание всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека. Всякий, кто посвятил себя герменевтике, в состоянии дать прозрачное описание ситуации, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтверждённых ожиданий и предположений.

Структуралисты — К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман. Структуралисты по-своему воспринимают универсум и человека. Особенность их мировосприятия предполагает выявление структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при любых изменениях. По их мнению, наука о человеке невозможна, если не абстрагироваться от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.

http://studme.org/1667011917702/filosofiya/osnovnye_napravleniya_techeniya_filosofii_predstavitelyami

Как разговаривать правильно с подчиненными

9 способов завести разговор на работе с кем далее...

Как в клубе подойти к девушке

Как подойти к девушке в клубе? - Чо так далее...

Когда появляются у ребенка потребность в общении в

РАСТИ ВМЕСТЕ RastiVmeste.ru — РАСТИ ВМЕСТЕ с нашими детьми. далее...


Тест на стили ведения переговоров (526)
Валерий викторович петухов причина смерти (299)
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками (172)
Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками (163)
Психологический эффект когда присутствие других облегчает действия индивида получил название (146)
Значение зрительного контакта в общении (132)

Алгебра и начала математического анализа 11 класс глизбург гдз

Алгебра и начала математического анализа 11 далее...

Там где тебя еще нет психотерапия как освобождение от иллюзий

Ирина Млодик - Там, где тебя далее...

Цитаты про перемены во внешности

Цитаты про внешность, фразы и высказывания о далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑