Волюнтаризм и фатализм в философии

Фатализм и волюнтаризм о проблеме свободы воли

Проблема свободы воли имеет два противоположных варианта решения в истории философии - фатализм и волюнтаризм.

Волюнтаризм (от лат. voluntas -- воля) предполагает полную свободу человеческой мысли и действия. Волюнтаризм отождествляет свободу и произвол.

Но свобода не равна произволу. Нельзя быть свободным, подавляя свободу других.

Немало людей думают, что свобода означает возможность делать всё, что захочешь. Однако ни один человек не может летать только потому, что он этого хочет. При строительстве самолётов надо знать и учитывать определённые законы, иначе можно и не взлететь.

Противоположная волюнтаризму позиция - фатализм (от лат. fatalis -- роковой).

Фаталисты отрицают свободу воли у человека. Фаталисты считают, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Хочет человек или нет, вся его жизнь предопределена судьбой, волей бога, роком.

Фатализм неизбежно приводит к смирению человека перед своею судьбой и тем самым обрекает людей на пассивность и покорность.

Необходимость и свобода в практической деятельности

Свобода - это родовой признак человека.

Свобода как свобода выбора повышает шансы самосохранения живых организмов и их благополучия.

Свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями.

В русском языке термин свобода употребляется прежде всего в значении свобода от , то есть отсутствие внешнего принуждения, гнёта, ограничений и т.д.

Личность может быть свободной только в свободном обществе. Свобода личности невозможна без экономической и политической свободы.

Свобода воли не является абсолютной. Свобода относительна. Она должна иметь свои границы, пределы, чтобы не стать произволом, насилием над другими людьми.

Люди не могут менять что-то в мире произвольно, без учёта объективных законов. Чем лучше люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленной цели они имеют, тем большей является свобода. Свобода - это деятельность на основе познания необходимости. Мера свободы - это уровень познания и овладения силами природы. Знания делают нас свободными. Люди не выбирают объективные условия деятельности (необходимость), но люди могут определять цели своей деятельности, так как в каждый данный исторический момент существует не одна, а несколько реальных возможностей развития. Люди могут ускорить наступление желательных событий и отдалить наступление нежелательных событий.

http://studwood.ru/572333/filosofiya/fatalizm_volyuntarizm_probleme_svobody_voli

56. Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Фатализм, волюнтаризм

Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: свобода есть познанная необходимость . Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение со знанием дела . В этом выражается свобода воли человека.

Помимо объективной природной необходимости есть определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель должного поведения .

Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) - направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества.

Фатализм (лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой) - 1) - философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) - соответствующий поведенческий принцип.

57.Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений.

Общественно-экономическая формация, (или строй)— это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства. Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.

Два вида общественных отношений:

материальные (производственные) - складываются не зависимо от сознания людей в процессе материального производства; они являются определяющими в конечном итоге.

идеологические - складываются сознательно, проходя через головы людей.

В предисловии «К критике политической экономии» по словам Ленина, Маркс дал «цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю». В предисловии развитие общества рассматривается как объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей.

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материально-производственных сил». Производственные отношения:

Отношение собственности на средства производства.

Отношение обмена, которое определяется отношениями собственности

Отношение организации производства (management)

Производ-е силы (ПС) и производ-е отношения (ПС) в единстве составляют способ производства. Давая сжатую характеристику общества. Способ производства является противоречивым единством ПС и ПО, так как развитие ПС на определенном этапе приводит к тому, что данные ПО становятся тесными, поэтому наступает эпоха соц.революций, которые изменяют базис – диалектика способа производства.

ПС – представляют революционный элемент в способе производства, так как изобретает новые орудия труда.

ПО – консервативный элемент в способе производства.

базис определяет надстройку

надстройка влияет на базис

отношения соответствуют друг другу

В «предисловии» рассматривается вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Термин «общественное бытие» получает четкое категориальное определение в системе других важных понятий исторического материализма. «Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет их сознание».

Общественное сознание – совокупность идей, убеждений, верований, чувственных моделей.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/2204491/page:13/

56. Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Фатализм, волюнтаризм

Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: свобода есть познанная необходимость . Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение со знанием дела . В этом выражается свобода воли человека.

Помимо объективной природной необходимости есть определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель должного поведения .

Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) - направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества.

Фатализм (лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой) - 1) - философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) - соответствующий поведенческий принцип.

57.Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений.

Общественно-экономическая формация, (или строй)— это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства. Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.

Два вида общественных отношений:

материальные (производственные) - складываются не зависимо от сознания людей в процессе материального производства; они являются определяющими в конечном итоге.

идеологические - складываются сознательно, проходя через головы людей.

В предисловии «К критике политической экономии» по словам Ленина, Маркс дал «цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю». В предисловии развитие общества рассматривается как объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей.

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материально-производственных сил». Производственные отношения:

Отношение собственности на средства производства.

Отношение обмена, которое определяется отношениями собственности

Отношение организации производства (management)

Производ-е силы (ПС) и производ-е отношения (ПС) в единстве составляют способ производства. Давая сжатую характеристику общества. Способ производства является противоречивым единством ПС и ПО, так как развитие ПС на определенном этапе приводит к тому, что данные ПО становятся тесными, поэтому наступает эпоха соц.революций, которые изменяют базис – диалектика способа производства.

ПС – представляют революционный элемент в способе производства, так как изобретает новые орудия труда.

ПО – консервативный элемент в способе производства.

базис определяет надстройку

надстройка влияет на базис

отношения соответствуют друг другу

В «предисловии» рассматривается вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Термин «общественное бытие» получает четкое категориальное определение в системе других важных понятий исторического материализма. «Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет их сознание».

Общественное сознание – совокупность идей, убеждений, верований, чувственных моделей.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/2204491/page:13/

Почему умение работать с людьми важнейший фактор делового успеха

Умение общаться с людьми — условие успешного далее...

Как научить ребенка знакомиться и дружить в школе

Беседа «Как научить ребенка знакомиться и дружить» Беседа «Как далее...

Правильные ответы на тест смил

ТЕСТ КОТ (В СОСТАВЕ ЦПД МВД): ОПИСАНИЕ ТЕСТИРОВАНИЕ далее...


Значение зрительного контакта в общении (54)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (17)
Жестокий человек это тот который (16)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (15)
Системный анализ объекта исследования пример (14)
Выборы в думу в 1999 (14)

Стремление к лучшему в литературе

Что значит стремление к лучшему? Какой синоним далее...

Муж ничего не хочет делать

Муж ничего не хочет делать 3 шага, далее...

Виды планировок торгового зала магазина

ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ЗАЛА. ПРИНЦИПЫ РАССТАНОВКИ ТОРГОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑