Возможность и действительность в философии примеры

Возможность и действительность

Выступая в качестве парных категорий, возможность и действительность могут быть охарактеризованы с точки зрения взаимоперехода: возможность возникает в рамках действительности как одна из тенденций и потенциальных перспектив её эволюции, презентируя будущее в настоящем, воплощая тем самым эволюционный потенциал действительности (как, по примеру Аристотеля, статуя Гермеса в мраморной глыбе), а превращение возможности в действительность (актуализация) порождает новые возможности. Однако претворение в жизнь одной из возможностей, её превращение в действительность, означает в то же время и неосуществлённость всех других, альтернативных возможностей (их сохранение в качестве возможности или превращение в невозможность). Таким образом, в контексте взаимодействия возможность и действительность конституируется категория невозможности как того, что не может быть артикулировано в качестве действительности ни при каких условиях и не может быть помыслено без нарушения логического закона непротиворечивости суждения. Наряду с этим, противостоя невозможности, возможность противостоит и необходимости, то есть тому, что не может не стать действительностью, в отличие от которой возможность соизмеряет свой статус потенциальности с вариативной перспективой. В связи с сопоставленностью действительности с необходимостью, возможность — из соображений симметрии — ставится в соответствие со случайностью, которая характеризует возможности или невозможности тех условий развития предмета, при которых возможность — с необходимостью — превратится в действительность.

Различные виды возможностей могут быть систематизированы как следующие типологические оппозиции:

Термины возможность (dinamis) и действительность (energeia) были введены впервые в «Метафизике» Аристотеля, однако объективно дифференциация актуального и потенциального существования обнаруживает себя уже в рамках натурфилософии, начиная со старших физиков: так, у Анаксимандра, Анаксагора, Демокрита действительность (то есть наличный, эмпирически данный Космос) представляет собой лишь один из возможных вариантов организации исходного субстанциального начала (см. Субстанция) как неограниченности возможностей, причём эта возможность обратима (например, ритмические пульсации космизации и апейронизации мира у Анаксимандра, гераклитовский огонь, «мерами разгорающийся и мерами погасающий» и другие).

В средневековой схоластике energeia и dinamis были переведены на латынь как actus (акт) и potentia (потенция), что обрисовывает основные векторы интерпретации их соотношения в рамках аристотелевской парадигмы. Однако многочисленные неортодоксальные ответвления и вариации схоластических концепций, задающие радикально новые ракурсы видения проблемы возможность и действительность, выходят далеко за границы этой схемы. В этом контексте наиболее плодотворна доктрина Иоанна Дунса Скота, интерпретирующего понятия возможность и действительность в контексте модальной онтологии: возможность рассматривается им как сфера концептуальной непротиворечивости, логическая возможность иного мироустройства как альтернатива действительности.

Критическая философия И. Канта трактует возможность и действительность в качестве априорных категорий модальности: «что согласуется с формальными условиями опыта (что касается наглядных представлений и понятий), то это возможно. Что согласуется с материальными условиями опыта (ощущение) — то действительно. То, связь чего с действительностью определяется согласно общим условиям опыта, существует необходимо».

Высказанные в рамках классической философской традиции версии отношения возможности и действительности (в частности, идеи Иоанна Дунса Скота, Лейбница, немецкой трансцендентально-критической философии) сыграли значительную роль в становлении модальных концепций семантического анализа в рамках неклассической философской парадигмы (Карнап, C. Кангер, Р. Монтегю, Хинтикка, С. Крипке, А. Прайор, А. Мередит, И. Томас и другие). Проблема взаимоотношения возможности и действительности артикулируется в неклассической философии как проблема возможных миров (см. Возможные миры). Проблема возможности и действительности актуальна и для социального вектора философствования, ибо принципиально статистическая природа социальных закономерностей имеет своим следствием шлейф нереализованных возможностей, тянущийся за реализованной и свершившейся действительности.

2002–2018 Центр гуманитарных технологий

125171, Москва, Ленинградское шоссе 18 / 815

http://gtmarket.ru/concepts/6917

Возможность и действительность

Выступая в качестве парных категорий, возможность и действительность могут быть охарактеризованы с точки зрения взаимоперехода: возможность возникает в рамках действительности как одна из тенденций и потенциальных перспектив её эволюции, презентируя будущее в настоящем, воплощая тем самым эволюционный потенциал действительности (как, по примеру Аристотеля, статуя Гермеса в мраморной глыбе), а превращение возможности в действительность (актуализация) порождает новые возможности. Однако претворение в жизнь одной из возможностей, её превращение в действительность, означает в то же время и неосуществлённость всех других, альтернативных возможностей (их сохранение в качестве возможности или превращение в невозможность). Таким образом, в контексте взаимодействия возможность и действительность конституируется категория невозможности как того, что не может быть артикулировано в качестве действительности ни при каких условиях и не может быть помыслено без нарушения логического закона непротиворечивости суждения. Наряду с этим, противостоя невозможности, возможность противостоит и необходимости, то есть тому, что не может не стать действительностью, в отличие от которой возможность соизмеряет свой статус потенциальности с вариативной перспективой. В связи с сопоставленностью действительности с необходимостью, возможность — из соображений симметрии — ставится в соответствие со случайностью, которая характеризует возможности или невозможности тех условий развития предмета, при которых возможность — с необходимостью — превратится в действительность.

Различные виды возможностей могут быть систематизированы как следующие типологические оппозиции:

Термины возможность (dinamis) и действительность (energeia) были введены впервые в «Метафизике» Аристотеля, однако объективно дифференциация актуального и потенциального существования обнаруживает себя уже в рамках натурфилософии, начиная со старших физиков: так, у Анаксимандра, Анаксагора, Демокрита действительность (то есть наличный, эмпирически данный Космос) представляет собой лишь один из возможных вариантов организации исходного субстанциального начала (см. Субстанция) как неограниченности возможностей, причём эта возможность обратима (например, ритмические пульсации космизации и апейронизации мира у Анаксимандра, гераклитовский огонь, «мерами разгорающийся и мерами погасающий» и другие).

В средневековой схоластике energeia и dinamis были переведены на латынь как actus (акт) и potentia (потенция), что обрисовывает основные векторы интерпретации их соотношения в рамках аристотелевской парадигмы. Однако многочисленные неортодоксальные ответвления и вариации схоластических концепций, задающие радикально новые ракурсы видения проблемы возможность и действительность, выходят далеко за границы этой схемы. В этом контексте наиболее плодотворна доктрина Иоанна Дунса Скота, интерпретирующего понятия возможность и действительность в контексте модальной онтологии: возможность рассматривается им как сфера концептуальной непротиворечивости, логическая возможность иного мироустройства как альтернатива действительности.

Критическая философия И. Канта трактует возможность и действительность в качестве априорных категорий модальности: «что согласуется с формальными условиями опыта (что касается наглядных представлений и понятий), то это возможно. Что согласуется с материальными условиями опыта (ощущение) — то действительно. То, связь чего с действительностью определяется согласно общим условиям опыта, существует необходимо».

Высказанные в рамках классической философской традиции версии отношения возможности и действительности (в частности, идеи Иоанна Дунса Скота, Лейбница, немецкой трансцендентально-критической философии) сыграли значительную роль в становлении модальных концепций семантического анализа в рамках неклассической философской парадигмы (Карнап, C. Кангер, Р. Монтегю, Хинтикка, С. Крипке, А. Прайор, А. Мередит, И. Томас и другие). Проблема взаимоотношения возможности и действительности артикулируется в неклассической философии как проблема возможных миров (см. Возможные миры). Проблема возможности и действительности актуальна и для социального вектора философствования, ибо принципиально статистическая природа социальных закономерностей имеет своим следствием шлейф нереализованных возможностей, тянущийся за реализованной и свершившейся действительности.

2002–2018 Центр гуманитарных технологий

125171, Москва, Ленинградское шоссе 18 / 815

http://gtmarket.ru/concepts/6917

Возможность и действительность

Возможность и действительность следует отличать от невозможности. Невозможность – это то, что противоречит законам бытия и поэтому не может существовать. Например, идея вечного двигателя первого рода несовместима с законом сохранения энергии и поэтому принципиально не может быть осуществлена. Невозможные явления и предметы объективно не существуют, их можно только вообразить.

Существующая действительность (скажем, Д1 на рис.6) содержит много возможностей. В процессе развития в результате действия внутренних противоречий и в зависимости от внешних условий одна из возможностей (допустим В3) реализуется. Эта реализованная возможность становится новой действительностью (Д2). Она, в свою очередь, порождает новый спектр возможностей и т.д. Например, выпускник школы имеет возможности стать студентом многих вузов. Став студентом одного из них, к примеру, медицинского, он приобретает новые возможности – быть хирургом, терапевтом, педиатром и т.д. Освоив одну из профессий, он получает возможность трудоустройства и т.д.

Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. На практике вероятность вычисляют как долю данных событий в их общем количестве. Например, вероятность выживания каждой особи у диких птиц равна 0,33 (или 33%). Это означает, что в целом из каждых 100 птенцов выживает 33. Если вероятность события равна единице, то возможность становится действительностью, а при равенстве вероятности нулю событие становится невозможным. Понятие вероятности показывает степень необходимого в возможном. Использование этого понятия способствует установлению вероятностного стиля мышления, который позволяет более тонко характеризовать перспективы развития, описывать их не в категориях возможного и невозможного, а в понятиях более вероятных и менее вероятных возможностей.

Формальная возможность – это то, что не противоречит законам, но для реализации чего ещё нет условий. Реальная возможность – то, что не противоречит законам и для осуществления чего уже есть условия. Например, для всех студентов второго курса сдать сессию на отлично – формальная возможность, а для двадцати, скажем, студентов – это реальная возможность (для тех, которые систематически занимались, не пропускали занятия, имеют навыки самостоятельной работы и др.).

В процессе развития систем формальная возможность может превращаться в реальную, а последняя – в действительность. В природе превращение возможности в действительность происходит стихийно, а в обществе - благодаря деятельности людей. И если эта деятельность недостаточно активна или организована, то реальная возможность может быть упущена.

http://studopedia.ru/8_11236_vozmozhnost-i-deystvitelnost.html

Как по переписке узнать человека по

Особенности психологического анализа переписки из социальных сетей Социальные сети далее...

Если муж смотрит на других девушек в интернете

Причины почему муж постоянно смотрит на других женщин далее...

Почему умение работать с людьми важнейший фактор делового успеха

Умение общаться с людьми — условие успешного далее...


Значение зрительного контакта в общении (54)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (17)
Жестокий человек это тот который (16)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (15)
Выборы в думу в 1999 (14)
Системный анализ объекта исследования пример (14)

Что делать если муж морально издевается

МирТесен Муж издевается, унижает, морально уничтожает. Муж издевается, унижает, далее...

Социальная психология хрестоматия сост белинская е п тихомандрицкая о а

Социальная психология Составители: Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая Социальная психология: Хрестоматия: далее...

Кто двигается вперед в науках но отстает в нравственности эссе

Кто двигается вперед в науках но далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑