Психологический эффект когда присутствие других облегчает действия индивида получил название

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уже в первых экспериментах, осуществленных в разных странах в начале века, было показано, что есть определенная разница в психологических условиях и результатах индивидуальной и групповой деятельности. Принадлежность человека к той или иной группе накладывает значимый отпечаток на его поведение и психические состояния. Психологическое воздействие группы на индивида осуществляется не прямо, а через содержание и характер выполняемой деятельности. Сила этого воздействия зависит от решаемой задачи, размера группы, индивидуальной подготовленности участников к выполнению деятельности, а также от добровольного согласия принять влияние группы либо, наоборот, за-' труднить его или отвергнуть.

Этот феномен в психологии получил название «социальная фа- сшштация», или «эффект присутствия». Еще К- Маркс писал, что «при большинстве производительных работ уже сам обществен- ный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии», и пояснял: «Здесь дело идет не только о повышении путем кооперации индивидуальной производительной силы, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила»*. Даже в том случае, если человек выполняет свою работу самостоятельно, на его лич-. ность и деятельность определенное влияние оказывает присутствие других. Любая индивидуальная деятельность в присутствии зрителей, наблюдателей или судей имеет свои психологические особенности, отличающие ее от групповой и одиночной деятельности в изоляции.

Эффект присутствия усиливается в случае состязательных отношений с теми, кто наблюдает за деятельностью индивида. Известный американский психолог и спортсмен

еще в конце прошлого века провел наблюдения за велосипедистами и отметил, что они гораздо лучше выступают в гонках с соперниками, чем в езде на время.

Эффект совместного действия

Групповая деятельность, в которой все участники связаны условиями ее организации и выполнения, называется взаимосвязанной деятельностью. Чем выше степень взаимосвязанности групповой деятельности, тем сильнее выражен эффект совместного действия.

Экспериментально данная проблема рассматривается как вопрос о факторах и психологических закономерностях эффективности групповой деятельности в сравнении с ее индивидуальным выполнением.

Для повышения групповой продуктивности в работе необходимо соответствие реально сложившейся в группе системы взаимоотношений тем требованиям, которые предъявляют к участникам задача и предстоящая деятельность.

Известный научный и практический интерес представляет вопрос о влиянии численности группы на эффективность деятельности ее участников. Исследования показывают, что групповая эффективность в том или ином виде деятельности возрастает при увеличении группы лишь до определенного уровня. В футболе—это команда численностью не менее 9—10 игроков, в волейболе— 5—6, в приятельской компании — 3—5 и т. д. При достижении некоторого «критического» размера группа перестает влиять на успешность выполнения задачи. Слишком большая численность участников группы приводит к тому, что они начинают мешать друг другу, что и снижает эффективность совместной деятельности.

Социально-психологическая совместимость — это сходство личных и общественных интересов и отношения к деятельности, общность целей и мотивов, ценностных ориентации и потребностей членов группы.

Психологическая совместимость — это сходство людей по проявлению психологических процессов и свойств (например, по параметрам ощущения и восприятия, по характерологическим проявлениям, темпераменту, уровню работоспособности и т. п.

Синергический эффект. Преимущество групповой работы по сравнению с индивидуальной состоит в том, что первая позволяет получать «прибавочный продукт» за счет достижения синергического эффекта, при котором результаты совместной деятельности превышают.

1.4. Социально-психологические феномены поведения личности в группе.

По мере роста числа участников групповой деятельности индиви. дуальный вклад в итог общей работы уменьшается («эффект Рингель

Присутствие другой группы как потенциального соперника

В социологии и социальной психологии совместная деятельность людей в малых группах получила название групповой деятельности.

Также отличительной особенностью групповой работы является присутствие консультанта, координирующего работу.

Ниже мы рассмотрим наиболее хорошо установленные эффекты взаимодействия человека со

Когда деятельность хорошо освоена, происходит ее улучшение в присутствии других

http://www.bibliotekar.ru/4-1-21-psihologiya/98.htm

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уже в первых экспериментах, осуществленных в разных странах в начале века, было показано, что есть определенная разница в психологических условиях и результатах индивидуальной и групповой деятельности. Принадлежность человека к той или иной группе накладывает значимый отпечаток на его поведение и психические состояния. Психологическое воздействие группы на индивида осуществляется не прямо, а через содержание и характер выполняемой деятельности. Сила этого воздействия зависит от решаемой задачи, размера группы, индивидуальной подготовленности участников к выполнению деятельности, а также от добровольного согласия принять влияние группы либо, наоборот, за-' труднить его или отвергнуть.

Этот феномен в психологии получил название «социальная фа- сшштация», или «эффект присутствия». Еще К- Маркс писал, что «при большинстве производительных работ уже сам обществен- ный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии», и пояснял: «Здесь дело идет не только о повышении путем кооперации индивидуальной производительной силы, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила»*. Даже в том случае, если человек выполняет свою работу самостоятельно, на его лич-. ность и деятельность определенное влияние оказывает присутствие других. Любая индивидуальная деятельность в присутствии зрителей, наблюдателей или судей имеет свои психологические особенности, отличающие ее от групповой и одиночной деятельности в изоляции.

Эффект присутствия усиливается в случае состязательных отношений с теми, кто наблюдает за деятельностью индивида. Известный американский психолог и спортсмен

еще в конце прошлого века провел наблюдения за велосипедистами и отметил, что они гораздо лучше выступают в гонках с соперниками, чем в езде на время.

Эффект совместного действия

Групповая деятельность, в которой все участники связаны условиями ее организации и выполнения, называется взаимосвязанной деятельностью. Чем выше степень взаимосвязанности групповой деятельности, тем сильнее выражен эффект совместного действия.

Экспериментально данная проблема рассматривается как вопрос о факторах и психологических закономерностях эффективности групповой деятельности в сравнении с ее индивидуальным выполнением.

Для повышения групповой продуктивности в работе необходимо соответствие реально сложившейся в группе системы взаимоотношений тем требованиям, которые предъявляют к участникам задача и предстоящая деятельность.

Известный научный и практический интерес представляет вопрос о влиянии численности группы на эффективность деятельности ее участников. Исследования показывают, что групповая эффективность в том или ином виде деятельности возрастает при увеличении группы лишь до определенного уровня. В футболе—это команда численностью не менее 9—10 игроков, в волейболе— 5—6, в приятельской компании — 3—5 и т. д. При достижении некоторого «критического» размера группа перестает влиять на успешность выполнения задачи. Слишком большая численность участников группы приводит к тому, что они начинают мешать друг другу, что и снижает эффективность совместной деятельности.

Социально-психологическая совместимость — это сходство личных и общественных интересов и отношения к деятельности, общность целей и мотивов, ценностных ориентации и потребностей членов группы.

Психологическая совместимость — это сходство людей по проявлению психологических процессов и свойств (например, по параметрам ощущения и восприятия, по характерологическим проявлениям, темпераменту, уровню работоспособности и т. п.

Синергический эффект. Преимущество групповой работы по сравнению с индивидуальной состоит в том, что первая позволяет получать «прибавочный продукт» за счет достижения синергического эффекта, при котором результаты совместной деятельности превышают.

1.4. Социально-психологические феномены поведения личности в группе.

По мере роста числа участников групповой деятельности индиви. дуальный вклад в итог общей работы уменьшается («эффект Рингель

Присутствие другой группы как потенциального соперника

В социологии и социальной психологии совместная деятельность людей в малых группах получила название групповой деятельности.

Также отличительной особенностью групповой работы является присутствие консультанта, координирующего работу.

Ниже мы рассмотрим наиболее хорошо установленные эффекты взаимодействия человека со

Когда деятельность хорошо освоена, происходит ее улучшение в присутствии других

http://www.bibliotekar.ru/4-1-21-psihologiya/98.htm

Общие проблемы малой группы;

Основные направления исследования малых групп

Изучение групповой сплоченности.

Принятие решений в группе.

Лидерство и руководство в малой группе

Психологическая структура малой группы.

Структура психологии малой группы.

Общие проблемы малой группы

2. Определение понятия «малая группа»

Динамические процессы в малой группе

Сюда же относятся и конфликты, но вы конфликтологию рассматриваете в отдельной дисциплине «Социология конфликта»

В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, наиболее значимыми были исследования Н.Трипплета, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каж­дого. Акцент делался именно на факте простого присутствия дру­гих, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция).

Второй этап развития исследований знаменовал переход от изучения коактных групп к изучению взаимодействия индиви­дов в малой группе. Так, в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые про­блемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа со­вершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Так средняя скорость решения задач группой была сопоставлена со средней скоростью решения тех же задач, выполняемых индивидуально, и результат получился в пользу груп­пы. При более детальном анализе, правда, было выявлено, что ре­зультаты зависят также и от характера деятельности, но эта идея не получила развития и твердо был установлен лишь факт, что важным параметром групповой деятельности является именно вза­имодействие, а не просто «соприсутствие» членов группы.

2. Определение понятия «малая группа»

Зарубежные и отечественные ученые, долгое время изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как:

• наличие двух и более людей;

• осуществление непрерывных контактов и общение между ними;

• наличие общей цели и совместной деятельности;

• возникновение взаимных эмоциональных и других связей; проявление чувства принадлежности к данной группе;

• осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;

• формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;

• функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);

• наличие достаточного времени взаимного существования людей.

Наибольшее распространение получило следующее определение: «Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

Что касается количественных характерис­тик малой группы, то довольно давно идет дискуссия о ее нижнем и верхнем пределах. В большинстве исследований число членов малой группы колеба­лось между 2 и 7. Выбор диады как модели малой группы позволяет применять математическую теорию игр для проигрывания многочисленных ситуаций взаи­модействия. Однако диаду весьма трудно рассмот­реть как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней прак­тически невозможно вычленить тот тип общения, который опос­редован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразре­шим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфлик­та. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию — наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возни­кающей системе взаимоотношений: этот «третий» может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, будучи не включен в него сам и потому представляя именно не межличностное, а деятельное начало. Этим создается основа для разрешения конфликта и снимается его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельностных оснований. Эта точка зрения находит определенную поддержку, но нельзя сказать, что вопрос решен окончательно.

В исследованиях называются са­мые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Это решение проблемы представляется наиболее обоснованным, поскольку в соответствии с ним малая группа представляет собой некоторую еди­ницу совместной деятельности, и ее размер определяется эмпири­чески. Например, при исследовании трудовых коллективов в качестве малой группы может приниматься и экипаж космической станции из двух человек и бригада рабочих из сорока человек, если именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности испециального анализа может быть охарактеризована с точки зрения:

а) содержания ее психологии;

б) своеобразия ее социально-психологической структуры;

в) динамики социально-психологических процессов, происходящих в ней.

Схема 1.Психологические процессы в малой группе

http://studopedia.su/9_85064_obshchie-problemi-maloy-gruppi.html

Как перестать стесняться людей и краснеть

Как перестать стесняться всех и вся: 10 эффективных далее...

Как вылечить панические атаки навсегда отзывы

Панические атаки, ВСД, невроз. У кого был далее...

Ребенок ничего не хочет и ничем не интересуется

Ребенок ничего не хочет и ничем не далее...


Значение зрительного контакта в общении (18)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (8)
Выборы в думу в 1999 (8)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (8)
Высказывания о вере в себя (6)
Жестокий человек это тот который (6)

Оценка уровня притязаний ф хоппе

Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе Объективный тест личности. далее...

Психология как войти в доверие к человеку

Как войти в доверие. Психологические приемы далее...

Что делать если девушка капризничает

Нужно ли потакать капризным девушкам или далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑