Социология изучает взаимодействие как интерактивную сторону общения

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ИНТЕРАКЦИЯ)

Природа и структура взаимодействия

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей.

Интеракция взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия, хотя и предполагает наличие промежуточных, дает несколько упрощенную картину человеческого общения.

Р. Бейлз объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в целостную систему (рис. 16).

Рис. 16. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия

Р. Бейлз считает, что любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех феноменов (позитивные эмоции, решение проблем, постановка проблем, негативные эмоции). В каждой из них он выделял три типа поведения (табл. 7).

Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления

Основные поведенческие проявления

Просьба об информации.

Просьба высказать мнение.

Просьба об указаниях

Несмотря на целостность, система не лишена недостатков, так как фиксирует лишь форму взаимодействия. Тем не менее вслед за Бейлзом психологи стали выделять в самом взаимодействии собственно дело и отношение к нему со стороны участников, т.е. их эмоции.

Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Эта теория опирается на четыре принципа:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится их воссоздавать;

3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью стимул-реакция . Так, высокие вознаграждения могут приводить к потере активности.

В основе подхода Э. Гоффмана – теории управления впечатлениями – лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Он выделял во взаимодействии два типа действий:

1. Незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания).

2. Значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).

Во втором случае необходимо поставить себя на место другого человека или принять его роль.

Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе – направлении, предлагающем управлять действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Э. Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций, которые условно обозначены как Родитель, Ребенок и Взрослый. Все эти стороны личности обладают абсолютно разными предназначениями, характеристиками и ценностями (рис. 17).

Данные позиции не связаны с социальной ролью: эго лишь психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция Хочу! , позиция Родителя как – Надо! , позиция Взрослого – объединение Хочу! и Надо! .

Изменить негативные модели взаимодействия крайне трудно, поскольку они осуществляются на уровне привычки.

http://studme.org/1601101325115/psihologiya/obschenie_kak_vzaimodeystvie_interaktsiya

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ИНТЕРАКЦИЯ)

Природа и структура взаимодействия

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей.

Интеракция взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия, хотя и предполагает наличие промежуточных, дает несколько упрощенную картину человеческого общения.

Р. Бейлз объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в целостную систему (рис. 16).

Рис. 16. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия

Р. Бейлз считает, что любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех феноменов (позитивные эмоции, решение проблем, постановка проблем, негативные эмоции). В каждой из них он выделял три типа поведения (табл. 7).

Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления

Основные поведенческие проявления

Просьба об информации.

Просьба высказать мнение.

Просьба об указаниях

Несмотря на целостность, система не лишена недостатков, так как фиксирует лишь форму взаимодействия. Тем не менее вслед за Бейлзом психологи стали выделять в самом взаимодействии собственно дело и отношение к нему со стороны участников, т.е. их эмоции.

Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Эта теория опирается на четыре принципа:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится их воссоздавать;

3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью стимул-реакция . Так, высокие вознаграждения могут приводить к потере активности.

В основе подхода Э. Гоффмана – теории управления впечатлениями – лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Он выделял во взаимодействии два типа действий:

1. Незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания).

2. Значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).

Во втором случае необходимо поставить себя на место другого человека или принять его роль.

Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе – направлении, предлагающем управлять действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Э. Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций, которые условно обозначены как Родитель, Ребенок и Взрослый. Все эти стороны личности обладают абсолютно разными предназначениями, характеристиками и ценностями (рис. 17).

Данные позиции не связаны с социальной ролью: эго лишь психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция Хочу! , позиция Родителя как – Надо! , позиция Взрослого – объединение Хочу! и Надо! .

Изменить негативные модели взаимодействия крайне трудно, поскольку они осуществляются на уровне привычки.

http://studme.org/1601101325115/psihologiya/obschenie_kak_vzaimodeystvie_interaktsiya

3.4. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия — построение классификаций различных его видов.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А. Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т. к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

У конфликта выделяют четыре основные характеристики: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения — она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий

позитивных 2) снятие напряжения

эмоций 3) согласие

Область 4) предложение, указание

решения 5) мнение

проблем 6) ориентация других

Область 7) просьба об информации

постановки 8) просьба высказать мнение

проблем 9) просьба об указании

власть 10) несогласие

негативных 11) создание напряженности

эмоций 12) демонстрация антагонизма

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/1742578/page:19/

Подчеркивание черт которое достигается часто посредством сдвига

Подчеркивание черт которое достигается часто посредством сдвига Рубинштейн далее...

Ребенок обижает других детей в школе что делать родителям

Мой ребенок обижает детей в школе Вопрос далее...

Тест по гуленко по соционике

Соционический тест Гуленко на 72 вопроса Польза от прохождения далее...


Тест на стили ведения переговоров (407)
Валерий викторович петухов причина смерти (215)
Психологический эффект когда присутствие других облегчает действия индивида получил название (113)
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками (112)
Значение зрительного контакта в общении (111)
Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками (110)

Благоприятным фактором для возникновения паники является

Благоприятным фактором для возникновения паники является Удалось далее...

Почему все отворачиваются от меня

Почему от меня постоянно отворачиваются люди? Здравствуйте! далее...

Скиннер б ф оперантное поведение

Скиннер б ф оперантное поведение ЖАНРЫ АВТОРЫ КНИГИ 550 далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑