Блонский павел петрович вклад в психологию

Педагогическая деятельность Блонского П. П.

Великий Октябрь ученый встретил ра­достно и с величайшим энтузиазмом включился в активную работу по созда­нию новой школы. В эти годы он писал: «В педагогике до сих пор слиш­ком много обывательщины и слишком мало научности. От подавляющего боль­шинства педагогических рассуждений и проектов веет то бессодержательной и туманной риторикой, то безудержным и абстрактным прожектерством, то до крайности беспринципным и неустойчи­вым «здравым смыслом». Педагогика как социальная наука может только тог­да стать наукой, когда она станет поль­зоваться тем методом, который, единст­венный, делает всякую общественную науку действительной наукой. Этот ме­тод — марксистский.»

Творческое наследие Блонского педагога богато. Оно включает почти двести работ по пе­дагогике, психологии и философии. Мно­гое в нем не устарело и отвечает на запросы сегодняшнего дня.

Педагог П. П. Блонский о воспитании

Большое место в его творчестве за­нимали проблемы семейного воспитания.

Блонский стоял за общественное воспи­тание, но высоко оценивал и роль семьи. Очевидно, здесь сказывалось то, что сам он получил хорошее семей­ное воспитание. В детские годы боль­шое влияние на мальчика оказала его бабушка. Это была образованная, куль­турная, с сильным характером жен­щина. Впоследствии, посвящая ее памяти свою книгу «Философия Плотина» (1918), он писал: «Именно ей я считаю себя обя­занным основой всего хорошего, что только может быть во мне, и именно ее образ до последних дней моих будет наиболее сильным и отрадным вдохновителем моего лучшего #171;я#187;.

#171;С твердым сознанием, что я буду жить только на то, что заработаю, я рос и спешил как можно скорее начать зарабатывать. С 14 лет я уже давал уроки.#187; Здесь же он писал: #171;Я не мечтал ни о славе, ни о почестях, но я мечтал #171;недаром прожить#187;.

А как быть, если в воспитании возникают трудности? Блонский рекомендовал ряд педагогических мер. Он был против постоянных запрещений и приказа­ний. По его мнению, «гораздо разум­нее вместо беспрестанного стеснительно­го «нельзя» наводить ребенка на правиль­ный путь, давать ему какое-нибудь рацио­нальное занятие: чаще всего «нельзя» приходится говорить ничего не делающе­му ребенку#8230;» Он был против и обычая упрекать ребенка, говорить часто о его недостатках; ребенок в этом случае теря­ет веру в себя, и у него могут совершенно опуститься руки.

В советские годы педагог Блонский П. П. изучал многие вопросы воспитания и обучения. Особый интерес представляют его иссле­дования о возрастных особенностях детей. Здесь у него много ценных суждений об особенностях душевной жизни ребенка, подростка и юноши.

П. П. Блонский о психологии

Блонский не уставал утверждать, что ребенок — не пассив­ный продукт среды, что нельзя правиль­но воспитывать детей, не опираясь на их собственную активность. Нужно понять внутренние законы психики ребенка, что­бы сознательно руководить его деятель­ностью.

Ученый-психолог Блонский подчеркивал, что цели полового воспитания могут быть в полной мере осуществлены лишь при взаимосвязи его с нравственным развитием ребенка. Он от­мечал: «половое просвещение не всегда правильно понимается. Нередко ему ставят чисто информационные задачи, тогда как оно, конечно, должно быть подчинено пе­дагогическим задачам; #8230;не просто инфор­мировать, а именно воспитывать#8230; поло­вое просвещение должно быть в са­мую первую очередь общественно-мораль­ным просвещением.»

Ценны суждения Блонского о крите­риях выбора профессии. Отвечая на во­прос, на каком поприще человек более всего полезен, он писал:

«Самоопределя­ется #8230; человек в действии: чтобы узнать, к чему ты способен, действуй и пробуй, не смущаясь всегда неизбежными первы­ми неудачами#8230; До дела человек никогда не сможет познать, на что он годен, де­ло же очень быстро выяснит ему это.»

Мы коснулись очень кратко лишь от­дельных сторон богатого теоретического наследия замечательного педагога. Дея­тельность Павла Петровича Блонского — яркая страница в истории советской шко­лы, педагогики, психологии,

Цитаты из книги П. П. Блонского «Задачи и методы но­вой народной школы» (1917)

Человек должен быть чутким к че­ловеку, и именно на человеческую жизнь должен быть преимуществен­но обращен взгляд ребенка.

Только тот знает человека, кто инте­ресуется им, интересуется же им тот, кто живет с ним вместе и любит его.

Дорожите цельным впечатлением ребенка, его думою и настроением. Урок — или логическая задача, ко­торую дети сами решают, или рас­сказ, сердечный и простой, учите­ля. Рассказ учителя должен быть восстановлен в своих правах. Как сильно может всколыхнуть детские души рассказ учителя о своей рабо­те, своем детстве, своих путешест­виях, своих любимых писателях и своих любимых героях? Почему учи­тель, как живая личность, отсутст­вует в классе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профес­сионал? Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель; может быть, час твоего увлечения — самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глу­бокое впечатление.

В школе должно быть по­больше ярких, красочных часов. И для того, чтобы увлечь ребенка рассказом (а дети очень любят рассказ), нуж­но не так много: нужно быть прос­тым и сердечным, самому чувство­вать и избегать пышных фраз.

Овейте душу ребенка героизмом и поэзией: этим вы воспитаете в нем самоотверженное нежное сердце. По­больше рассказов о героях-людях и героях-народах, побольше поэзии и музыки.

#8230;В современной школе слишком много шуму: либо учитель, либо дети слишком много говорят. Учитель, как несчастья, боится молчания в классе. А между тем в молчании зреет мысль и особенно чувство. Древние пифагорейцы прославляли тихое со­зерцание. Дадим же место ему и в на­шей школе. Пусть дети будут иметь возможность сосредоточиться, пере­жить в себе полученное впечатление. Подобные паузы для созерцания, раз­думья или переживания чувства необходимы. Перестанем беспрестанно тормошить наших учеников.

Любите не школу, а детей, при­ходящих в школу, любите не кни­ги о действительности, а самую дей­ствительность, не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни! А самое главное: любите жизнь и как можно больше живи­те живою жизнью.

Метки: П. П. Блонский педагог, Блонский: педагогика и психология, педагогическая деятельность, вклад Блонского П. П. в педагогику

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

http://uchitel76.ru/pedagogicheskaya-deyatelnost-blonskogo-p-p/

Педагогические взгляды Блонского

Главная Реферат Педагогика

Краткая биография П.П. Блонского

Педагогические взгляды Блонского

П.П. Блонский оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография Трудовая школа (1919г.) рассматривалась как теоретический ориентир в создании новой школы.

Цель реферата – дать характеристику педагогическим взглядам П.П. Блонского.

1. Краткая биография П.П. Блонского

Значительное место в исследованиях Блонского занимали проблемы, смежные для педагогики и психологии. В середине 20-х гг. П.П. Блонский изучал вопросы индивидуальных и возрастных особенностей детей, основываясь на двух главных принципах: идее развития (необходимость рассматривать детскую психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребенка.

2. Педагогические взгляды Блонского

П.П. Блонский уделял большое внимание разработке проблемы усвоения знаний школьниками уже в 20-е гг. В учебнике «Педология», в работе «Педология в массовой школе 1-й ступени» П.П. Блонский дал анализ известных в то время в науке исследований процесса усвоения ребенком определенных идей и знаний. Он уделил внимание описанию характера наилучшим образом усваиваемого материала, указал на особые изменения, происходящие с усваиваемым материалом, выделил зависимость качества усвоения от понимания материала, заинтересованности в усвоении, от управления, силы внимания и бодрого самочувствия, описал возрастные изменения в процессе усвоения.

В результате многочисленных экспериментов, направленных на выяснение соотношения восприятия и мышления в усвоении знаний школьниками различных возрастов, П.П. Блонский пришел к выводам: 1) чем старше школьник, тем мышление у него становится значительно шире и детализированное, а под влиянием мышления расширяется восприятие и совершенствуется усвоение; 2) чем старше и чем более развит испытуемый, тем целенаправленнее он обдумывает, прежде чем приступить к работе. Мышление планомерно организует восприятие, благодаря чему происходит лучшее усвоение воспринимаемого.

Имеющее место в подростковом возрасте ухудшение памяти не влияет, по мнению П.П. Блонского, на усвоение учебного материала, так как в этом возрасте интенсивно развивается мышление, которое начинает играть в усвоении все большую и большую роль.

П.П. Блонским показана огромная роль развития речи в ходе усвоения знаний школьниками. Его опыты на второклассниках свидетельствовали о том, что иногда дети не усваивают предлагаемого им задания просто потому, что плохо владеют связной речью. У старшего школьника в отличие от младшего между точным запоминанием, воспроизведением и полным забвением есть промежуточная стадия - приблизительное запоминание и воспроизведение, которая дает возможность, не помня точно необходимого, приблизительно представлять, указывать на его определенные признаки. Этому способствует богатство словаря, которое позволяет в тех случаях, когда нет полного запоминания, помнить приблизительно. Оно также способствует более полному запоминанию и воспроизведению большего числа деталей. Учащиеся младших классов еще не владеют необходимыми обобщенными терминами, их лексикон и запас высших родовых понятий еще беден. Поэтому воспроизведение ими учебного материала характеризуется порой излишней буквальностью. В результате развития генерализующего мышления и накопления запаса специальных и общих терминов появляется способность заменять частные представления и понятия более общими.

П.П. Блонским были проведены интересные научные исследования особенностей усвоения на различных этапах школьного обучения, сделаны не утратившие ценности и по сей день выводы. Особо следует выделить его мысль о том, что процесс усвоения не сводится к какой-то определенной психической функции, а зависит от изменяющейся роли восприятия, памяти, мышления и речи на различных этапах возрастного развития школьников, что взаимосвязь и взаимозависимость психических процессов в ходе усвоения знаний носит диалектический характер.

Блонский полагал, что педагогика как наука требует философского обоснования, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке.

Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ в.): Уч. пособие для ст-тов пед.уч.заведений /Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. - М.: ИЦ Академия. 2000.

Блонский П. П. Педология. - М., 1934.

Никольская А.А. Значение П.П. Блонского в истории психологии// Вопросы психологии.- 1985.- № 1;

http://works.doklad.ru/view/HUXh_kWwdYk.html

Педагогические взгляды Блонского

Главная Реферат Педагогика

Краткая биография П.П. Блонского

Педагогические взгляды Блонского

П.П. Блонский оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография Трудовая школа (1919г.) рассматривалась как теоретический ориентир в создании новой школы.

Цель реферата – дать характеристику педагогическим взглядам П.П. Блонского.

1. Краткая биография П.П. Блонского

Значительное место в исследованиях Блонского занимали проблемы, смежные для педагогики и психологии. В середине 20-х гг. П.П. Блонский изучал вопросы индивидуальных и возрастных особенностей детей, основываясь на двух главных принципах: идее развития (необходимость рассматривать детскую психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребенка.

2. Педагогические взгляды Блонского

П.П. Блонский уделял большое внимание разработке проблемы усвоения знаний школьниками уже в 20-е гг. В учебнике «Педология», в работе «Педология в массовой школе 1-й ступени» П.П. Блонский дал анализ известных в то время в науке исследований процесса усвоения ребенком определенных идей и знаний. Он уделил внимание описанию характера наилучшим образом усваиваемого материала, указал на особые изменения, происходящие с усваиваемым материалом, выделил зависимость качества усвоения от понимания материала, заинтересованности в усвоении, от управления, силы внимания и бодрого самочувствия, описал возрастные изменения в процессе усвоения.

В результате многочисленных экспериментов, направленных на выяснение соотношения восприятия и мышления в усвоении знаний школьниками различных возрастов, П.П. Блонский пришел к выводам: 1) чем старше школьник, тем мышление у него становится значительно шире и детализированное, а под влиянием мышления расширяется восприятие и совершенствуется усвоение; 2) чем старше и чем более развит испытуемый, тем целенаправленнее он обдумывает, прежде чем приступить к работе. Мышление планомерно организует восприятие, благодаря чему происходит лучшее усвоение воспринимаемого.

Имеющее место в подростковом возрасте ухудшение памяти не влияет, по мнению П.П. Блонского, на усвоение учебного материала, так как в этом возрасте интенсивно развивается мышление, которое начинает играть в усвоении все большую и большую роль.

П.П. Блонским показана огромная роль развития речи в ходе усвоения знаний школьниками. Его опыты на второклассниках свидетельствовали о том, что иногда дети не усваивают предлагаемого им задания просто потому, что плохо владеют связной речью. У старшего школьника в отличие от младшего между точным запоминанием, воспроизведением и полным забвением есть промежуточная стадия - приблизительное запоминание и воспроизведение, которая дает возможность, не помня точно необходимого, приблизительно представлять, указывать на его определенные признаки. Этому способствует богатство словаря, которое позволяет в тех случаях, когда нет полного запоминания, помнить приблизительно. Оно также способствует более полному запоминанию и воспроизведению большего числа деталей. Учащиеся младших классов еще не владеют необходимыми обобщенными терминами, их лексикон и запас высших родовых понятий еще беден. Поэтому воспроизведение ими учебного материала характеризуется порой излишней буквальностью. В результате развития генерализующего мышления и накопления запаса специальных и общих терминов появляется способность заменять частные представления и понятия более общими.

П.П. Блонским были проведены интересные научные исследования особенностей усвоения на различных этапах школьного обучения, сделаны не утратившие ценности и по сей день выводы. Особо следует выделить его мысль о том, что процесс усвоения не сводится к какой-то определенной психической функции, а зависит от изменяющейся роли восприятия, памяти, мышления и речи на различных этапах возрастного развития школьников, что взаимосвязь и взаимозависимость психических процессов в ходе усвоения знаний носит диалектический характер.

Блонский полагал, что педагогика как наука требует философского обоснования, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке.

Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ в.): Уч. пособие для ст-тов пед.уч.заведений /Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. - М.: ИЦ Академия. 2000.

Блонский П. П. Педология. - М., 1934.

Никольская А.А. Значение П.П. Блонского в истории психологии// Вопросы психологии.- 1985.- № 1;

http://works.doklad.ru/view/HUXh_kWwdYk.html

Мировая душа это в философии

Мировая душа в философии Гегеля Раскрытие абсолютного духа далее...

Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении

Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении далее...

Кто хочет ищет кто не хочет причину

Сайты знакомств: кто хочет, ищет возможности, кто не далее...


Валерий викторович петухов причина смерти (143)
Значение зрительного контакта в общении (97)
Психологический эффект когда присутствие других облегчает действия индивида получил название (77)
Каковы взгляды французского психолога л сэва на понятие акт (64)
Жестокий человек это тот который (59)
Саморазвитие с чего начать план женщине (56)

Лошадь сдохла слезь с нее

Лошадь сдохла - слезай с нее! Разумеется, далее...

Не курю но хочется курить

Хочется курить, хотя никогда не курила Нужен далее...

Как реагировать если ребенок бьет маму 2 года

Что делать если ребенок бьет маму советы Исключительными далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑