Типизация это в психологии примеры

Типизация это в психологии примеры

Рубинштейн Сергей Леонидович

Сергей Леонидович Рубинштейн - советский психолог и философ.

История изучения процесса творчества «как он есть»…

Набор эвристик, приёмов

Комбинирование, агглютинация, акцентуирование, типизация – техники воображения по С.Л. Рубинштейну

«Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным её изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приёмах преобразования.

Так, Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие - у её сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи. Однако, несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и её сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сестёр. Только в результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи.

Примером агглютинации может служить и приведённая на рисунке аллегорическая фигура. Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи поясняет, что она изображает «удовольствие вместе с неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого; делаются они с повернутыми спинами, так как они противоположны друг с другом. ». Из этих слов художника отчётливо видно, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется определённой тенденцией, придающей ей смысл. Комбинирование - это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определённой идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения. Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей деятельности воображения. Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте.

В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идёт о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.

Акцентуирование - это подчёркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приёмом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации , т. е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми идёт преобразование единичного образа, придающее обобщённое значение. Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. […]

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, СПб, «Питер», 2008 г., с. 304-307.

http://vikent.ru/enc/6875/

Типизация это в психологии примеры

Рубинштейн Сергей Леонидович

Сергей Леонидович Рубинштейн - советский психолог и философ.

История изучения процесса творчества «как он есть»…

Набор эвристик, приёмов

Комбинирование, агглютинация, акцентуирование, типизация – техники воображения по С.Л. Рубинштейну

«Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным её изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приёмах преобразования.

Так, Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие - у её сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи. Однако, несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и её сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сестёр. Только в результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи.

Примером агглютинации может служить и приведённая на рисунке аллегорическая фигура. Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи поясняет, что она изображает «удовольствие вместе с неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого; делаются они с повернутыми спинами, так как они противоположны друг с другом. ». Из этих слов художника отчётливо видно, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется определённой тенденцией, придающей ей смысл. Комбинирование - это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определённой идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения. Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей деятельности воображения. Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте.

В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идёт о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.

Акцентуирование - это подчёркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приёмом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации , т. е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми идёт преобразование единичного образа, придающее обобщённое значение. Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. […]

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, СПб, «Питер», 2008 г., с. 304-307.

http://vikent.ru/enc/6875/

Механизмы воображения

Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в формах агглютинации, акцентирования (гиперболизации), заострения, схематизации, типизации.

Акцентирования (гиперболизация) - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения – литотой. Пример – различные литературные персонажи (великаны, гномы и т.д.).

Заострение - подчеркивание каких-либо признаков. Примером могут служить дружеские шаржи, злые карикатуры и т.п.

Схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Пример – создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира.

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Пример – типизация образа в художественной литературе (Онегин, Печорин, Обломов и др. наделены чертами, типичными для своей эпохи).

Мечта: образ желаемого будущего.Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы.

Грезы: мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, тормозит психическое и социальное развитие.

Индивидуально-типологические особенности воображения:

· Образность воссоздающего воображения (взаимодействие сигнальных систем).

· Способность к интерполяции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям.

· Способность предвидения событий и их эмоционального переживания.

· Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность.

· Творческие возможности индивида.

Дата добавления: -07-27 ; просмотров: 4304 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://poznayka.org/s51638t1.html

Можно ли медитировать под музыку

Ответы на частые вопросы начинающих медитировать (FAQ) далее...

Кому и зачем нужна математика

Как математика учит критическому мышлению Профессор математики Джордан Элленберг далее...

Все будет хорошо любимому смс

Смс хорошему человеку, мужчине Милые дамы, поддерживайте мужчин, далее...


Значение зрительного контакта в общении (18)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (8)
Выборы в думу в 1999 (8)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (8)
Жестокий человек это тот который (7)
Внешние причины действуют через внутренние условия (6)

Общие цели семьи дела и интересы

Цели семьи Цели семьи Приведу пример двух жизненных ситуаций, далее...

Любит жену друга любит друга

люблю жену друга У меня тоже такая далее...

В 30 лет ничего не умею

В 30 лет ничего не умею - у далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑