Туревская е и возрастная психология

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

1. Определение и содержание предмета возрастной психологии

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

  • закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

2. Проблемы современной возрастной психологии

  1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

3. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

  1. детская психология (от рождения до 17 лет);

Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

4. Стратегии исследования и методы возрастной психологии

В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии:

  1. Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:

- планирование хода эксперимента;

- проведение эксперимента (сбор данных);

- анализ полученных экспериментальных данных;

- выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

  1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

http://www.tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur01.htm

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

1. Определение и содержание предмета возрастной психологии

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

  • закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

2. Проблемы современной возрастной психологии

  1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

3. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

  1. детская психология (от рождения до 17 лет);

Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

4. Стратегии исследования и методы возрастной психологии

В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии:

  1. Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:

- планирование хода эксперимента;

- проведение эксперимента (сбор данных);

- анализ полученных экспериментальных данных;

- выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

  1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

http://www.tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur01.htm

Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого Туревская Е.И. Возрастная психология

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

1. Определение и содержание предмета возрастной психологии

изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны:количественные(увеличение словарного запаса, объема памяти. ) -эволюционные- накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) -революционные- более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;ситуационные- связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

понятие возраста- определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

детство- предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

2. Проблемы современной возрастной психологии

Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

3. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

детская психология (от рождения до 17 лет);

психология взрослых, зрелых возрастов;

геронтология или психология пожилого возраста.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/4582796/

Что делать если руководитель оскорбляет и унижает

Что делать, если начальник орет и унижает? Главная » далее...

Женщина старше на 14 лет

COSMOPOLITAN Если девушка старше: его взгляд Пар , далее...

Контрольные работы и тесты по геометрии фарков

Контрольные работы и тесты по геометрии фарков Оператор AND далее...


Значение зрительного контакта в общении (54)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (17)
Жестокий человек это тот который (16)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (15)
Выборы в думу в 1999 (14)
Системный анализ объекта исследования пример (14)

Характерные признаки коллектива на третьей стадии развития

Стадии развития коллектива 1. Притирка. Этап первичного далее...

С мужем нет душевной близости

Нет духовной близости с мужем Вы далее...

Крайняя религиозная нетерпимость характерна для учения

Религиозный фанатизм: описание, терапия Не проглатывай веры далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑