Вилюнас в к психологические механизмы мотивации человека

Вилюнас В. К. - Психологические механизмы мотивации человека. Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Поскольку сложные явления, к каким относится мотивация, не могут быть описаны сразу, требуя пе­ревода сложного комплекса взаимосвязанных данных в некоторую последовательность изложения, при ре­шении такой задачи неизбежны как предварительное расчленение этого комплекса, так и выбор некото­рого порядка в освещении выделенных аспектов. В данной работе будет обсуждаться прежде всего онтогенетическое развитие мотивации, причем в на­правлении от феноменологических данных к обобще­ниям и теоретическим построениям. Что касается ос­вещаемых аспектов мотивации, то главное внимание будет уделяться вопросу ее психологических меха­низмов. Выделение данного аспекта мотивации не является традиционным и требует пояснения, что имеется в виду. Содержание того, что в принципе способно моти­вировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать дан­ный, содержательный, аспект мотивации человека — значит воспроизводить в мотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, ко­торые он добровольно или по необходимости прини­мает на свою долю в некоторой социальной системе, т. е. изображать частное, что, как известно, само по себе не ведет к выделению существенного. В психологическом анализе более целесообраз­ным и продуктивным представляется другой подход, по мере возможности отвлекающийся от содержа­тельных различий в мотивации и сосредоточиваю­щийся на том, в какого рода образованиях она в принципе обнаруживается в индивидуальной психике, какие воздействия обеспечивают ее формирова­ние и актуализацию, каковы закономерности этих процессов и т. п. То, на что направлены подобные вопросы, обобщенно может быть названо механиз­мами мотивации. Отметим, что задача исследования механизмов актуальна не только для мотивации, являясь одной из главных также и для многих других линий разви­тия человека, в отношении которых «необходимо. еще более активно изучать и описывать явления, по­зволяющие ответить на вопрос, который можно гру­бо сформулировать так: что в психике из чего воз­никает, когда и в какой последовательности?» (Вода-лев, 1983. С. 13) \ . В психологической литературе содержательному аспекту мотивации обычно противопоставляется ди­намический аспект (Асеев, 1976; Обуховский, 1971), подчеркивающий прежде всего ее процессуальные особенности, развитие и взаимодействие побуждений, энергетическую сторону регуляции деятельности. Од­нако энергия, если она не слепая, должна чем-то рас­пределяться, процесс, как правило, является след­ствием взаимодействия некоторых структурных об­разований, короче, мотивационная динамика пред­полагает осуществляющие ее механизмы, которые на­полняются тем или иным предметным содержанием, но к нему несводимы. Фрейдовское вытеснение, на­пример, прежде всего процессуальный феномен, од­нако вполне правомерно предположение о существо­вании специального осуществляющего его механиз­ма, не зависящего от того, что именно подвергается вытеснению. Таким образом, выделение наряду с со­держательным и динамическим еще одного аспекта мотивации — реализующих ее внутренних механиз-

Глава 1 ЯВЛЕНИЕ СОБСТВЕННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ

перейти в каталог файлов

http://ocherk.org/pechataetsya-po-postanovleniyu-redakcionno-izdateleskogo-sovet/index.html

Вилюнас В. К. - Психологические механизмы мотивации человека. Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Поскольку сложные явления, к каким относится мотивация, не могут быть описаны сразу, требуя пе­ревода сложного комплекса взаимосвязанных данных в некоторую последовательность изложения, при ре­шении такой задачи неизбежны как предварительное расчленение этого комплекса, так и выбор некото­рого порядка в освещении выделенных аспектов. В данной работе будет обсуждаться прежде всего онтогенетическое развитие мотивации, причем в на­правлении от феноменологических данных к обобще­ниям и теоретическим построениям. Что касается ос­вещаемых аспектов мотивации, то главное внимание будет уделяться вопросу ее психологических меха­низмов. Выделение данного аспекта мотивации не является традиционным и требует пояснения, что имеется в виду. Содержание того, что в принципе способно моти­вировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать дан­ный, содержательный, аспект мотивации человека — значит воспроизводить в мотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, ко­торые он добровольно или по необходимости прини­мает на свою долю в некоторой социальной системе, т. е. изображать частное, что, как известно, само по себе не ведет к выделению существенного. В психологическом анализе более целесообраз­ным и продуктивным представляется другой подход, по мере возможности отвлекающийся от содержа­тельных различий в мотивации и сосредоточиваю­щийся на том, в какого рода образованиях она в принципе обнаруживается в индивидуальной психике, какие воздействия обеспечивают ее формирова­ние и актуализацию, каковы закономерности этих процессов и т. п. То, на что направлены подобные вопросы, обобщенно может быть названо механиз­мами мотивации. Отметим, что задача исследования механизмов актуальна не только для мотивации, являясь одной из главных также и для многих других линий разви­тия человека, в отношении которых «необходимо. еще более активно изучать и описывать явления, по­зволяющие ответить на вопрос, который можно гру­бо сформулировать так: что в психике из чего воз­никает, когда и в какой последовательности?» (Вода-лев, 1983. С. 13) \ . В психологической литературе содержательному аспекту мотивации обычно противопоставляется ди­намический аспект (Асеев, 1976; Обуховский, 1971), подчеркивающий прежде всего ее процессуальные особенности, развитие и взаимодействие побуждений, энергетическую сторону регуляции деятельности. Од­нако энергия, если она не слепая, должна чем-то рас­пределяться, процесс, как правило, является след­ствием взаимодействия некоторых структурных об­разований, короче, мотивационная динамика пред­полагает осуществляющие ее механизмы, которые на­полняются тем или иным предметным содержанием, но к нему несводимы. Фрейдовское вытеснение, на­пример, прежде всего процессуальный феномен, од­нако вполне правомерно предположение о существо­вании специального осуществляющего его механиз­ма, не зависящего от того, что именно подвергается вытеснению. Таким образом, выделение наряду с со­держательным и динамическим еще одного аспекта мотивации — реализующих ее внутренних механиз-

Глава 1 ЯВЛЕНИЕ СОБСТВЕННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ

перейти в каталог файлов

http://ocherk.org/pechataetsya-po-postanovleniyu-redakcionno-izdateleskogo-sovet/index.html

Влияние вытеснения на тип личности

Механизм вытеснения важен тем, что, во-первых, он не допускает переполненности сознания (напрашивается аналогия с забитой флешкой), а во-вторых, он упорядочивает и иерархизирует систему мотивов. Все мотивы можно условно представить в виде пирамиды.

Если вытеснение не работает вообще, то ни один из мотивов не может быть обесценен и удален из сознания – и мотивационная сфера такого человека становится плоской.

Если у тревожных людей вытеснение работает недостаточно эффективно, то у представителей демонстративного типа вытеснение работает слишком хорошо. В этой связи они во многом противоположны тревожным по многим показателям. Допустим, вытеснение работает настолько хорошо, что может вытеснить все, что угодно (так не бывает, но допустим). К чему это приведет в конечном итоге? Прежде всего, у такого человека плохо складывается или совсем не складывается такая важнейшая личностная структура, как прошлый опыт (причем в первую очередь это относится к опыту негативных переживаний – весь позитив отлично сохраняется). Необходимо отметить, что переживание успеха повышает самооценку и уровень притязаний. А переживание неудачи – это эмоциональный след, который сохраняется в памяти, в бессознательном. В сходных ситуациях он актуализируется, предостерегая от возможных неприятностей. Собственно, прошлый опыт сам есть не что иное, как накопление эмоциональных следов неуспешных действий в разных ситуациях. Этот опыт позволяет нам не наступать по 100 раз на одни и те же грабли. А что происходит, если вытеснение работает слишком эффективно? При таком сценарии все негативные переживания просто вытесняются, а если точнее – они складываются не в ту корзину , где должен быть прошлый опыт. Пишутся на другой носитель, недоступный для считывания. В итоге каждую ситуацию такой человек воспринимает как в первый раз , а значит, он может начать воспроизводить прежнее неуспешное поведение, по сути снова и снова наступая на те же грабли, т.е формируется неспособность накапливать негативные переживания.

Необходимо отметить, что вытеснение это врожденная, генетически заданная особенность центральной нервной системы, которая работает на уровне нейрохимии.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Комментарии

По выводам статьи прошлое - как шлейф- - незавершенные - вытесненные эмоции события). то что прожито и усвоено - в копилке настоящего. благодарю за публикацию!

http://www.b17.ru/article/118202/

Что сделать чтобы бросить курить

Совет 1: Что делать, когда бросаешь курить Что далее...

Ребенок не умеет проигрывать сразу плачет и психует

Ребенок не умеет проигрывать Мужчина должен принимать свое далее...

Не нервничай все будет хорошо

3 признака того, что всё будет хорошо далее...


Значение зрительного контакта в общении (55)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (17)
Жестокий человек это тот который (16)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (15)
Системный анализ объекта исследования пример (15)
Стихи поддержка в трудную минуту подруге (14)

Как с мужем найти взаимопонимание

Что делать, если нет взаимопонимания с далее...

Как предложить по телефону коммерческое предложение

Как подготовить коммерческое предложение, чтобы вам не далее...

Стихи для статуса про осень

Статусы про осень К сырости осенней как-то далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑