Зайцева т в теория психологического тренинга

Т. В. Зайцева теория психологического тренинга психологический тренинг как инструментальное действие

ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

психологический тренинг как инструментальное действие

СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

1.2. Методические проблемы применения психологического тренинга

1.3. Области применения психологического тренинга

ВИДЫ И ЦЕЛИ ТРЕНИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Свойства опосредствующих действий

ЛИЧНОСТНАЯ ДИНАМИКА УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА

4.1. Процесс тренинга и личностная динамика участников

4.2. Зона ближайшего развития участников тренинга

4.3. Ключевая роль ведущего психологического тренинга в формировании зоны ближайшего развития участников и обеспечении успешности тренинга

Зайцева Татьяна Вячеславовна

ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Психологический тренинг как инструментальное действие

СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 80 с.

В монографии предложено новое теоретическое обоснование психологического тренинга с позиций культурно-исторического подхода. Тренинг рассматривается как инструментальное действие, направленное на формирование зоны ближайшего развития личности участников тренинга. Адресуется психологам.

© Т. В. Зайцева, 2002

© Издательство Смысл , издательство Речь , 2002

Тема данной работы была выбрана не случайно. Интерес к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и психологического тренинга, все время возрастает. В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, недружественным условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той палочкой-выручалочкой , которая поможет решить многие из актуальных проблем как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом.

Острая необходимость проектирования и прогнозирования результатов психологического воздействия прежде всего связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. Многие психологи с тревогой пишут, что в практическую психологию приходит большое количество дилетантов, не имеющих специального образования и подготовки (Исурина, 1998; Лидерс, 1998; Вачков, 1999 и др.). Всеобъемлющие знания по групповой динамике, психологии воздействия, психологии личности и другим важнейшим механизмам, которые задействованы в процессе тренинга, подменяются отрывочными сведениями из какой-либо популярной психологической теории.

Для этого мы попытались раскрыть сущность психологического тренинга как инструментального опосредствующего действия, предоставляющего участникам тренинга орудия и приемы, которые позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым поднимать регуляцию поведения на более высокий уровень. Представление о психологическом тренинге как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием этой формы практической психологической работы. Мы также использовали понятие зоны ближайшего развития для обоснования нового взгляда на способы достижения и закрепления эффекта тренинга, что, как нам кажется, проливает новый свет на гностический потенциал этого понятия, расширяя рамки его феноменологии до системы координат взрослый-взрослый .

Цель настоящей книги состоит в разработке представлений о психологическом тренинге как особом культурном орудии, применяемом для овладения новым поведением, и о зоне ближайшего развития как методологической и операциональной основе понимания и диагностики динамики изменения личности в процессе тренинга.

Психологический тренинг выступает как инструментальное опосредствующее действие, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор культурных орудий для овладения новым поведением.

В процессе тренинга как инструментального действия выделяются следующие этапы:

выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;

построение модели идеального поведения во внешнем плане;

модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.

В качестве диагностической процедуры оценки тренинга может выступать зона ближайшего развития (ЗБР), возникающая в процессе взаимодействия между ведущим и участниками психологического тренинга.

Эффективность проведения тренинга ведущим обусловлена тем, насколько ведущий определяет ЗБР участников тренинга, проявляющуюся в овладении различными культурными орудиями организации собственного поведения.

Обсуждая проблему искусственного деления психологии на подходы и направления, нельзя не упомянуть весьма популярное разведение индивидуального и группового: либо анализируется представленность общества в индивиде, либо, наоборот, от индивида поднимаются к анализу общественных законов. Эти два подхода обозначают как методологический индивидуализм и социальный редукционизм (Wertsch, 1998). Вместо того чтобы искать ключ к процессам трансформации в течение тренинга в социально-психологических феноменах или в свойствах психики изолированного индивида, мы, вслед за Л.С.Выготским и А.Н. Леонтьевым, предлагаем в качестве единицы анализа величину, которая бы отражала динамическое взаимодействие между этими силами. В качестве такой единицы может быть выбрано инструментальное (опосредствующее) действие, которое осуществляется конкретным индивидом в рамках заданного предметного контекста с использованием культурных орудий. Таким образом, мы получаем мощный, логически выстроенный инструмент для определения стратегии работы в каждом конкретном случае.

http://psihdocs.ru/t-v-zajceva-teoriya-psihologicheskogo-treninga-psihologicheski.html

Т. В. Зайцева теория психологического тренинга психологический тренинг как инструментальное действие

ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

психологический тренинг как инструментальное действие

СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

1.2. Методические проблемы применения психологического тренинга

1.3. Области применения психологического тренинга

ВИДЫ И ЦЕЛИ ТРЕНИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Свойства опосредствующих действий

ЛИЧНОСТНАЯ ДИНАМИКА УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА

4.1. Процесс тренинга и личностная динамика участников

4.2. Зона ближайшего развития участников тренинга

4.3. Ключевая роль ведущего психологического тренинга в формировании зоны ближайшего развития участников и обеспечении успешности тренинга

Зайцева Татьяна Вячеславовна

ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Психологический тренинг как инструментальное действие

СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 80 с.

В монографии предложено новое теоретическое обоснование психологического тренинга с позиций культурно-исторического подхода. Тренинг рассматривается как инструментальное действие, направленное на формирование зоны ближайшего развития личности участников тренинга. Адресуется психологам.

© Т. В. Зайцева, 2002

© Издательство Смысл , издательство Речь , 2002

Тема данной работы была выбрана не случайно. Интерес к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и психологического тренинга, все время возрастает. В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, недружественным условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той палочкой-выручалочкой , которая поможет решить многие из актуальных проблем как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом.

Острая необходимость проектирования и прогнозирования результатов психологического воздействия прежде всего связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. Многие психологи с тревогой пишут, что в практическую психологию приходит большое количество дилетантов, не имеющих специального образования и подготовки (Исурина, 1998; Лидерс, 1998; Вачков, 1999 и др.). Всеобъемлющие знания по групповой динамике, психологии воздействия, психологии личности и другим важнейшим механизмам, которые задействованы в процессе тренинга, подменяются отрывочными сведениями из какой-либо популярной психологической теории.

Для этого мы попытались раскрыть сущность психологического тренинга как инструментального опосредствующего действия, предоставляющего участникам тренинга орудия и приемы, которые позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым поднимать регуляцию поведения на более высокий уровень. Представление о психологическом тренинге как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием этой формы практической психологической работы. Мы также использовали понятие зоны ближайшего развития для обоснования нового взгляда на способы достижения и закрепления эффекта тренинга, что, как нам кажется, проливает новый свет на гностический потенциал этого понятия, расширяя рамки его феноменологии до системы координат взрослый-взрослый .

Цель настоящей книги состоит в разработке представлений о психологическом тренинге как особом культурном орудии, применяемом для овладения новым поведением, и о зоне ближайшего развития как методологической и операциональной основе понимания и диагностики динамики изменения личности в процессе тренинга.

Психологический тренинг выступает как инструментальное опосредствующее действие, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор культурных орудий для овладения новым поведением.

В процессе тренинга как инструментального действия выделяются следующие этапы:

выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;

построение модели идеального поведения во внешнем плане;

модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.

В качестве диагностической процедуры оценки тренинга может выступать зона ближайшего развития (ЗБР), возникающая в процессе взаимодействия между ведущим и участниками психологического тренинга.

Эффективность проведения тренинга ведущим обусловлена тем, насколько ведущий определяет ЗБР участников тренинга, проявляющуюся в овладении различными культурными орудиями организации собственного поведения.

Обсуждая проблему искусственного деления психологии на подходы и направления, нельзя не упомянуть весьма популярное разведение индивидуального и группового: либо анализируется представленность общества в индивиде, либо, наоборот, от индивида поднимаются к анализу общественных законов. Эти два подхода обозначают как методологический индивидуализм и социальный редукционизм (Wertsch, 1998). Вместо того чтобы искать ключ к процессам трансформации в течение тренинга в социально-психологических феноменах или в свойствах психики изолированного индивида, мы, вслед за Л.С.Выготским и А.Н. Леонтьевым, предлагаем в качестве единицы анализа величину, которая бы отражала динамическое взаимодействие между этими силами. В качестве такой единицы может быть выбрано инструментальное (опосредствующее) действие, которое осуществляется конкретным индивидом в рамках заданного предметного контекста с использованием культурных орудий. Таким образом, мы получаем мощный, логически выстроенный инструмент для определения стратегии работы в каждом конкретном случае.

http://psihdocs.ru/t-v-zajceva-teoriya-psihologicheskogo-treninga-psihologicheski.html

Аннотация

© Т. В. Зайцева, 2002 © Издательство Смысл , издательство Речь , 2002

Тема данной работы была выбрана не случайно. Интерес к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и психологического тренинга, все время возрастает. В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, недружественным условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той палочкой-выручалочкой , которая поможет решить многие из актуальных проблем как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом.

Острая необходимость проектирования и прогнозирования результатов психологического воздействия прежде всего связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. Многие психологи с тревогой пишут, что в практическую психологию приходит большое количество дилетантов, не имеющих специального образования и подготовки (Исурина, 1998; Лидерс, 1998; Вачков, 1999 и др.). Всеобъемлющие знания по групповой динамике, психологии воздействия, психологии личности и другим важнейшим механизмам, которые задействованы в процессе тренинга, подменяются отрывочными сведениями из какой-либо популярной психологической теории.

Для этого мы попытались раскрыть сущность психологического тренинга как инструментального опосредствующего действия, предоставляющего участникам тренинга орудия и приемы, которые позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым поднимать регуляцию поведения на более высокий уровень. Представление о психологическом тренинге как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием этой формы практической психологической работы. Мы также использовали понятие зоны ближайшего развития для обоснования нового взгляда на способы достижения и закрепления эффекта тренинга, что, как нам кажется, проливает новый свет на гностический потенциал этого понятия, расширяя рамки его феноменологии до системы координат взрослый-взрослый .

Цель настоящей книги состоит в разработке представлений о психологическом тренинге как особом культурном орудии, применяемом для овладения новым поведением, и о зоне ближайшего развития как методологической и операциональной основе понимания и диагностики динамики изменения личности в процессе тренинга.

Психологический тренинг выступает как инструментальное опосредствующее действие, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор культурных орудий для овладения новым поведением.

В процессе тренинга как инструментального действия выделяются следующие этапы:

выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;

построение модели идеального поведения во внешнем плане;

модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.

В качестве диагностической процедуры оценки тренинга может выступать зона ближайшего развития (ЗБР), возникающая в процессе взаимодействия между ведущим и участниками психологического тренинга.

Эффективность проведения тренинга ведущим обусловлена тем, насколько ведущий определяет ЗБР участников тренинга, проявляющуюся в овладении различными культурными орудиями организации собственного поведения.

Обсуждая проблему искусственного деления психологии на подходы и направления, нельзя не упомянуть весьма популярное разведение индивидуального и группового: либо анализируется представленность общества в индивиде, либо, наоборот, от индивида поднимаются к анализу общественных законов. Эти два подхода обозначают как методологический индивидуализм и социальный редукционизм (Wertsch, 1998). Вместо того чтобы искать ключ к процессам трансформации в течение тренинга в социально-психологических феноменах или в свойствах психики изолированного индивида, мы, вслед за Л.С.Выготским и А.Н. Леонтьевым, предлагаем в качестве единицы анализа величину, которая бы отражала динамическое взаимодействие между этими силами. В качестве такой единицы может быть выбрано инструментальное (опосредствующее) действие, которое осуществляется конкретным индивидом в рамках заданного предметного контекста с использованием культурных орудий. Таким образом, мы получаем мощный, логически выстроенный инструмент для определения стратегии работы в каждом конкретном случае.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/4518009/

Ученик как субъект образовательного процесса

УЧЕНИК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Федеральное далее...

Как снять постоянное нервное напряжение

Как избавиться от напряжения и стресса: полезные советы Стресс далее...

Типизация это в психологии примеры

Типизация это в психологии примеры Рубинштейн Сергей далее...


Значение зрительного контакта в общении (54)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (17)
Жестокий человек это тот который (16)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (15)
Стихи поддержка в трудную минуту подруге (14)
Системный анализ объекта исследования пример (14)

Я не лучше других и не хуже

Не лучше и не хуже других Средь далее...

Терминальные и инструментальные ценности это

Что такое терминальные ценности? Список, тест Первые далее...

Как называется общение по переписке

Можно ли назвать переписку отношениями? Переписка является далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑