Терапия поведения в психологическом консультировании

Поведенческое направление в психологическом консультировании

В рамках психологической работы необходимо, выявив схему стимул - подкрепление - реакция , целенаправленно заменить дезадаптивные, на адаптивные модели поведения. Выявление данных паттернов поведения осуществляется с помощью метода включенного наблюдения, опросников, тестов, по результатам которых составляется картина деструкций. При этом, составленная психологом вместе с клиентом, программа психотерапевтической работы, должна включать описание целей, задач, этапов и инструментария процесса, состоящего из заданий для клиента. Остановимся на техниках поведенческой психотерапии.

1. Составление иерархии тревоги, страха (по возрастанию).

2. Обучение мышечной релаксации.

3. Чередование предъявления тревожной или ситуации страха с релаксацией.

1. Составление иерархии тревоги, страха (по возрастанию). Объяснение необходимости включения воображения, создания зрительного образа, эмоционального отреагирования при воссоздании конкретной ситуации.

2. Воссоздание травмирующей ситуации. При этом могут включаться сцены агрессии, наказания, потери контроля, сексуальных тем (имеющие отношение к Эдипову комплексу, комплексу Электры, сценам кастрации, гомосексуальности, фелляции).

3. Нахождение в психотравмирующей ситуации в реальности.

Аверсивная терапия. Заключается во введении при восприятии приятного стимула (например, конфет, алкоголя, сигарет) с аверсивным (неприятным) стимулом.

Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!

Если вам понравилась статья, ставьте спасибо , оставляйте свои отзывы.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Комментарии

Хороший обзор действенных методик, и для пущей действенности наказания можно логически мотивировать.

Поведенческое направление в консультировании базируется на том, что психологические проблемы клиента необходимо удостоверить, проверить и измерить

Спасибо за научный подход к работе!

Татьяна, благодарю Вас за публикацию!

Очень хорошо описан механизм работы, Спасибо Татьяна!

да - как то заметил что в описаниях использования такого метода советуют связывать наказание с удовольствием логически : Идешь курить - иди кури на остановку (там есть место для курения)

Особенно, когда спрашивают - можно ли отучить ребенка от соски, намазав ее горчицей?

В рамках психологической работы необходимо, выявив схему стимул - подкрепление - реакция , целенаправленно заменить дезадаптивные, на адаптивные модели поведения.

Очень согласна! Татьяна Алексеевна, спасибо за полезную статью!

Спасибо, Татьяна Алексеевна, за полезные рекомендации.

Спасибо большое за статью! Очень бы хотелось услышать и Ваше мнение, и мнение коллег об эффективности этого метода терапии.

Аверсивную терапию, на мой взгляд, может использовать только врач или

психолог под наблюдением врачей. Поэтому этот метод в работе не использую.

Мне только непонятно - как определить, что страх или тревога больше или меньше?

Если внутри все сжимается и я не могу объяснить - когда больше, а когда меньше.

Составление иерархии тревоги, страха (по возрастанию)

http://www.b17.ru/article/povedencheskoe_napravlenie_v_psihologich/

ГОСы магистратура / ГОСы магистратура / итить разъедрить / 22 Поведенческий подход в консультировании

22.Поведенческий подход в консультировании: основные теоретические конструкты, техники.

Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова и американских психологов Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка. Джон Б. Уотсон (1878-1958) был основателем подхода к психологии, ставившего целью изучение поведения и получившего название бихевиоризм (от английского слова behaviour - поведение). Вольпе и Айзенк внесли наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию направления, известного в настоящее время как поведенческая терапия и консультирование.

Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребенка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом - типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определенных навыков.

Поведенческая психотерапия - это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой оказываются особенности поведения клиента, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. Степень и характер этих страданий таковы, что человек сам не в состоянии с ними справиться и обращается за помощью к квалифицированному специали-сту - психологу или психотерапевту.

Цель операционализации поведения — это перевести неяс­ные слова в объективные, наблюдаемые действия. Практически все психологи-бихевиористы стремятся к такой конкретике в интер­вью, считая, что проще работать с конкретным поведением, чем с нечеткими понятиями, вроде депрессии или тоски. Ключом к операционализации поведения может служить простой вопрос: “Могу ли я видеть, чувствовать, и осязать понятия, которые употребляет мой клиент?” Клиент может говорить о желании большей теплоты во взаимоотношениях, но терапевт-бихевиорист не может видеть, чувствовать, слышать или прикоснуться к “теплоте”, но он имеет возможность операционализировать все это в терминах интонации, прикосновений и некоторых вер­бальных предложений. (Хотелось бы, чтобы моя жена чаще при­касалась ко мне и побольше говорила мне ласковых слов”.)

Практика применения бихев. терапии. Можно говорить о манипуляторском бихевиоризме, если психолог принимает решения за клиента, или если его влияние настолько сильное, что клиенту ничего не остается делать, как только соглашаться с психологом. Манипуляторская терапия имела место в психиатрических клиниках и тюрьмах. При этом применялась стратегия фишек, но их бросали пациентам и заключенных на пол, а те подбирали их и меняли на еду. Эти возмутительные случаи не имеют ни­чего общего с бихевиористским гуманизмом, со стремлением к совместному принятию решений психологом и клиентом. Ни в коем случае нельзя считать бихевиористскую психологию негу­манной и манипуляторской. Точно так же можно использовать во вред клиенту технику психодинамической или гуманистиче­ской психологии. Теории и методы не виноваты в том, что их неумело используют.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/1603747/

Цели психологического консультирования в различных подходах

Однако существуют универсальные цели, которые упоминаются теоретиками разных школ: 1)Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2)Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3)Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.

4)Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, развивать социальные навыки клиента.

5)Способствовать повышению потенциала личности и его реализации.

7. Психодинамический подход в консультировании. Основные техники психоаналитического интервьирюивания. Ограничения и практическое значение в психодинамического подхода в кон­сультировании.

Психодинамическое направление исходит из того, что вся происходящая в нас внутренняя жизнь - это проявление динамики внутренних импульсов в их столкновении с представлениями о реальности, игра индивидуального или коллективного бессознательного, проявление нашей внутренней природы, как реализующей наши инстинкты, так и подталкивающей нас к развитию и самоактуализации. Этот подход в консультировании исходит из того, что психическая жизнь человека - это только поверхность, под которой лежит основание - бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Авторы, принадлежащие к различным направлениям психодинамического подхода, по-разному толкуют понятие конфликта, тем не менее все коррекционные и психотерапевтические методы направлены на разрешение этих конфликтов.

Цель консультирования: помочь осознать вытесненный в бессознательное материал; помочь воспроизвести свой ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Задача консультанта - помочь клиенту осознать динамику, осознать свое бессознательное. Работа строится в двух основных направлениях:

1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации.

2. Работа с клиентом по усилению его Эго для построения более реалистичного поведения.

Психоаналитическое интервьюирование. Редко заключается в одном лишь задавании вопросов и получении на них ответов. В данном интервью применяются методы психоанализа, т.е такие техники как:

2. Толкование (интерпретация) сновидений. Задача консультанта-аналитика состоит в обеспечении интерпретаций, раскрытии латентного содержания сновидений и побуждении клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, а отсюда и помощь ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов.

· Идти от поверхности вглубь.

· Интерпретировать то, что клиент способен уже принять.

· Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе.

5. Анализ переноса. Он способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживание клиента таким образом, что фигура психолога становится как бы фантомом, на который налагаются отношения и переживания, связанные с эмоциональными травмами первых лет жизни клиента. Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации их и тем самым помощи в их проработке и изживании.

Практическое значение психодинамического подхода: Ориентирован на понимание и разрешение человеком внутренних эмоциональных конфликтов, возникших в наиболее ранних отношениях, определяющих субъективное значение его последующего опыта и воспроизводящихся в последующей жизни. В процессе применения психодинамической терапии для человека создается пространство, в котором он начинает «понимать» свои трудности.

8.Поведенческий подход в консультировании. Основные поведенческие техники в психологиче­ском консультировании. Ограничения и практическое применение поведенческого подхода в пси­хологическом консультировании.

Человек — продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения

Позиция психол. Образец для подражания, каким он выступ в глазах клиента. Требования и ожидания от клиента. Поощрять активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать и импровизировать с новыми формами поведения.

Техники: 1. М-ка негативного воздействия . От навязчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее.

Имитационное научение — при использовании этого метода клиенту предлагается наблюдать и имитировать желательные паттерны поведения (например, поведение терапевта или ассистента терапевта). Для этого может использоваться не только «живая модель» (реальный человек), но и «символическая модель», которой может быть герой книги или образ, созданный воображением самого клиента[12]. Одной из форм научения по образцу является самомоделирование. Этот прием заключается в том, что терапевт производит видеозапись успешных моментов поведения клиента, а затем демонстрирует клиенту эту видеозапись[12].

Биологическая обратная связь— методика, в которой используется аппаратура, отслеживающая признаки стресса у пациента. По мере того как пациенту удается достичь состояния мышечного расслабления, он получает положительное зрительное или звуковое подкрепление (например, приятная музыка или изображение на экране компьютера).

Систематическая десенсибилизация На первом этапе пациент обучается методике глубокого расслабления (при помощи гипноза или наркотизации); на втором этапе терапевтом и пациентом составляется так называемый „Лист иерархии страхов“, в начале которого указывается ситуация (или предмет), вызывающая наименьший страх, в конце — наибольший, с промежуточными 8–15 ситуациями; на третьем этапе начинается собственно тренинг десенсибилизации. При этом пациенту, который находится в состоянии полного расслабления, предлагается мысленно воспроизвести такую ситуацию, которая вызывает у него минимальный страх, и постараться „вжиться“ в нее. Таким образом прорабатываются все позиции „Листа иерархии страхов“

Имплозивная терапия одна из форм поведенческой психотерапии, используется при фобиях и тревожном расстройстве, включая ПТСР. Сущность лечения состоит в намеренном погружении пациента в травмирующие воспоминания[1] с целью реинтеграции подавленных эмоций.

Шейпинг (моделирование поведения) многошаговый процесс, модифицирующий поведение индивида с помощью положительных и отрицательных подкреплений

Метод «остановки мысли»это метод поведенческой психотерапии, предназначенный для устранения навязчивых или вызывающих тревогу мыслей. Шаг 1 Необходимо составить список неприятных или тревожных мыслей, от которых трудно избавиться. Рекомендуется выбрать мысль из списка и работать с ней в течение одной недели. При этом не следует работать с несколькими мыслями одновременно. Шаг 2 Следует закрыть глаза и представить себе ситуацию, в которой обычно появляется навязчивая или тревожная мысль. Затем надо «остановить» эту мысль, при этом позволяя себе думать о том, что успокаивает или вызывает позитивные эмоции (освоение методики начинается с этого этапа потому, что остановить мысль легче, если проблемная ситуация является не реальной, а воображаемой).Шаг 3 На этом этапе для остановки мысли используется внешний сигнал: необходимо установить секундомер или таймер на три минуты. Затем следует закрыть глаза и сосредоточить внимание на мысли, которая должна быть устранена. Как только раздастся сигнал таймера, следует громко сказать «Стоп!». Затем следует в течение некоторого времени позволить себе продумывать лишь нейтральные или позитивные мысли. Если навязчивая или тревожная мысль возвращается, надо снова дать себе команду «Стоп». Как только раздается команда «Стоп», следует переключить внимание на нейтральные или позитивные мысли. Шаг 4 На этом этапе следует научиться контролировать свои мысли без «напоминания» от внешнего источника (таймера или магнитофона). Переход на мысленную команду «Стоп» необходим для того, чтобы метод мог использоваться без привлечения внимания окружающих. Шаг 5 На этом этапе следует начать заменять негативные и тревожные мысли успокаивающими и позитивными утверждениями или образами , поскольку при отсутствии такой замены нежелательная мысль немедленно возвращается. Например, при аэрофобии можно сказать себе: «Самолёт — самое безопасное транспортное средство. Я могу удобно устроиться в кресле и расслабиться». Можно также вообразить, как самолет благополучно прибывает в место назначения. При этом следует варьировать слова и образы, поскольку при долгом применении они становятся менее эффективными. Это можно дополнять мыслями о чем-то приятном или использовать приемы релаксации.

Ограничения и практическое применение:

http://mydocx.ru/11-107624.html

Что сделать чтобы бросить курить

Совет 1: Что делать, когда бросаешь курить Что далее...

Ребенок не умеет проигрывать сразу плачет и психует

Ребенок не умеет проигрывать Мужчина должен принимать свое далее...

Не нервничай все будет хорошо

3 признака того, что всё будет хорошо далее...


Значение зрительного контакта в общении (18)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (8)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (8)
Выборы в думу в 1999 (8)
Жестокий человек это тот который (6)
Высказывания о вере в себя (6)

Ребенок не уверен в себе 8 лет что делать

Как воспитать ребенка уверенным в себе? далее...

Раз подняться потянуться два согнуться разогнуться

Методическая разработка по теме: Физкультминутки на уроках далее...

Отождествление общества и государства было характерно для взглядов

Понятие общества в социологии 2.Отождествление общества и государства далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением