Типы поведения в конфликте по томасу

Тест Томаса: типы поведения в конфликте

Конфликты между людьми возникают неизбежно. Невозможно найти двух человек, мнения которых бы полностью совпадали.

Поведение в конфликтной ситуации

Чтобы правильно преодолеть конфликтную ситуацию, необходимо выбрать оптимальную линию поведения, но это совсем непросто. Как правило, каждому человеку присуща только одна определенная линия, которую он предпочитает не менять.

Вопросом поведения человека в конфликтных ситуациях плотно занимался американский психолог Кеннет Томас. Он оценивал поступки людей по двум критериям:

  • Насколько человек стремится отстоять собственные интересы в споре (напористость).
  • Насколько человек склонен учитывать интересы других (сотрудничество).

Описание методики

Во многих источниках этот опросник часто называют кратко - тест Томаса. Описание его займет всего несколько строк.

Каждый из пяти способов реагирования на конфликт описан с помощью 12 суждений, а они, в свою очередь, в произвольном порядке сгруппированы в 30 пар. Испытуемому предстоит выбрать из каждой пары утверждений одно, кажущееся ему наиболее верным.

Интерпретация результатов

Методика Томаса предполагает, что каждый человек склонен поступать в конфликтной ситуации по одному из пяти сценариев. Для особой наглядности их можно сравнить с манерой поведения того или иного животного:

  • Акула – соревнование, конкуренция.
  • Плюшевый мишка – приспособление, стремление уладить конфликт.
  • Черепаха – уклонение от конфликта, его избегание.
  • Лиса – компромисс.
  • Сова – сотрудничество.

Каждый из этих сценариев имеет свои положительные и отрицательные стороны, и все они не универсальны, то есть не могут конструктивно влиять на все без исключения конфликтные ситуации.

Соревнование

Такая линия поведения может быть оправдана лишь в ничтожном количестве случаев. Чаще всего это случается в острых кризисных ситуациях, когда некий облеченный определенными полномочиями человек должен очень быстро навести порядок и представить какой-либо результат. Во всех остальных случаях поведение акулы неприемлемо и может быстро разрушить любые долгосрочные отношения - как рабочие, так и личные.

Такие опасные склонности легко поможет выявить тест Томаса. Конфликтное поведение человека является серьезной проблемой для окружающих, а значит, в общении с ним нужно будет соблюдать особую осторожность.

Приспособление

Полной противоположностью акуле выступает плюшевый мишка . Человек, склонный к подобному типу поведения, легко может поступиться своими интересами в угоду сопернику. Как правило, это удел людей с заниженной самооценкой, искренне считающих, что их мнение не стоит учитывать.

Если тест Томаса выявляет склонность к приспособлению, человеку необходимо срочно начать работать над своей самооценкой, с ее повышением изменится и поведение.

Этот вариант поведения можно оправдать, если причина конфликта незначительна для обеих сторон. В любых же серьезных ситуациях он может привести к дальнейшему росту непонимания между людьми и еще большему накоплению взаимных претензий. Такое тягостное для обеих сторон затяжное противостояние рано или поздно заканчивается взрывом эмоций и бурным выяснением отношений. Печальные последствия этого могут быть необратимы.

Компромисс

Хитрые лисы всегда пытаются договориться с противником. Однако частичное удовлетворение требований обеих сторон, как правило, не приводит к завершению конфликта и служит лишь передышкой.

Людям, тестирование которых показало такой результат, следует быть более решительными и прямолинейными в отстаивании собственных интересов.

Сотрудничество

Люди- совы предпочитают не увлекаться внешней стороной конфликта, а стараются понять его глубинную причину. К тому же они умеют быть честными со своим оппонентом и прекрасно приспосабливаются к его манере общения. Благодаря такой тактике они легко превращают противника в партнера, а конфликт быстро улаживается путем конструктивных переговоров.

Если тест Томаса показал этот результат, человека можно смело поздравить. В его жизни не должно быть каких-либо крупных ссор и конфликтов, а собственная проницательность поможет ему добиться очень многого.

Значение тестирования

Пройти тест Томаса будет полезно всем. Он поможет трезво оценить собственное поведение и понять, что именно мешает успешно разрешать споры и оставаться в хороших отношениях с окружающими.

http://fb.ru/article/177304/test-tomasa-tipyi-povedeniya-v-konflikte

Тест Томаса: типы поведения в конфликте

Конфликты между людьми возникают неизбежно. Невозможно найти двух человек, мнения которых бы полностью совпадали.

Поведение в конфликтной ситуации

Чтобы правильно преодолеть конфликтную ситуацию, необходимо выбрать оптимальную линию поведения, но это совсем непросто. Как правило, каждому человеку присуща только одна определенная линия, которую он предпочитает не менять.

Вопросом поведения человека в конфликтных ситуациях плотно занимался американский психолог Кеннет Томас. Он оценивал поступки людей по двум критериям:

  • Насколько человек стремится отстоять собственные интересы в споре (напористость).
  • Насколько человек склонен учитывать интересы других (сотрудничество).

Описание методики

Во многих источниках этот опросник часто называют кратко - тест Томаса. Описание его займет всего несколько строк.

Каждый из пяти способов реагирования на конфликт описан с помощью 12 суждений, а они, в свою очередь, в произвольном порядке сгруппированы в 30 пар. Испытуемому предстоит выбрать из каждой пары утверждений одно, кажущееся ему наиболее верным.

Интерпретация результатов

Методика Томаса предполагает, что каждый человек склонен поступать в конфликтной ситуации по одному из пяти сценариев. Для особой наглядности их можно сравнить с манерой поведения того или иного животного:

  • Акула – соревнование, конкуренция.
  • Плюшевый мишка – приспособление, стремление уладить конфликт.
  • Черепаха – уклонение от конфликта, его избегание.
  • Лиса – компромисс.
  • Сова – сотрудничество.

Каждый из этих сценариев имеет свои положительные и отрицательные стороны, и все они не универсальны, то есть не могут конструктивно влиять на все без исключения конфликтные ситуации.

Соревнование

Такая линия поведения может быть оправдана лишь в ничтожном количестве случаев. Чаще всего это случается в острых кризисных ситуациях, когда некий облеченный определенными полномочиями человек должен очень быстро навести порядок и представить какой-либо результат. Во всех остальных случаях поведение акулы неприемлемо и может быстро разрушить любые долгосрочные отношения - как рабочие, так и личные.

Такие опасные склонности легко поможет выявить тест Томаса. Конфликтное поведение человека является серьезной проблемой для окружающих, а значит, в общении с ним нужно будет соблюдать особую осторожность.

Приспособление

Полной противоположностью акуле выступает плюшевый мишка . Человек, склонный к подобному типу поведения, легко может поступиться своими интересами в угоду сопернику. Как правило, это удел людей с заниженной самооценкой, искренне считающих, что их мнение не стоит учитывать.

Если тест Томаса выявляет склонность к приспособлению, человеку необходимо срочно начать работать над своей самооценкой, с ее повышением изменится и поведение.

Этот вариант поведения можно оправдать, если причина конфликта незначительна для обеих сторон. В любых же серьезных ситуациях он может привести к дальнейшему росту непонимания между людьми и еще большему накоплению взаимных претензий. Такое тягостное для обеих сторон затяжное противостояние рано или поздно заканчивается взрывом эмоций и бурным выяснением отношений. Печальные последствия этого могут быть необратимы.

Компромисс

Хитрые лисы всегда пытаются договориться с противником. Однако частичное удовлетворение требований обеих сторон, как правило, не приводит к завершению конфликта и служит лишь передышкой.

Людям, тестирование которых показало такой результат, следует быть более решительными и прямолинейными в отстаивании собственных интересов.

Сотрудничество

Люди- совы предпочитают не увлекаться внешней стороной конфликта, а стараются понять его глубинную причину. К тому же они умеют быть честными со своим оппонентом и прекрасно приспосабливаются к его манере общения. Благодаря такой тактике они легко превращают противника в партнера, а конфликт быстро улаживается путем конструктивных переговоров.

Если тест Томаса показал этот результат, человека можно смело поздравить. В его жизни не должно быть каких-либо крупных ссор и конфликтов, а собственная проницательность поможет ему добиться очень многого.

Значение тестирования

Пройти тест Томаса будет полезно всем. Он поможет трезво оценить собственное поведение и понять, что именно мешает успешно разрешать споры и оставаться в хороших отношениях с окружающими.

http://fb.ru/article/177304/test-tomasa-tipyi-povedeniya-v-konflikte

Опросник К. Томаса #171;Стиль поведения в конфликте#187;

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

  • А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

  • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  • Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

  • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  • Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  • А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

  • А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  • Б. Я стараюсь добиться своего.

  • А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.

  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

  • А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  • Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  • А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
  • Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  • А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
  • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  • А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  • Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  • А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
  • Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

  • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  • Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

  • А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  • А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  • Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

  • А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  • Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

  • А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  • А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
  • Б. Я отстаиваю свои желания.

  • А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
  • Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  • А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
  • Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

  • А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  • А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
  • Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

  • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  • Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

11 комментариев

Добрый день, в ключе, в вопросе №5 не проставлены буквы А и Б

Большое спасибо за Вашу бдительность!

скажите пожалуйста в каком году была произведена адаптация Гришиной?

Здравствуйте, Татьяна. К сожалению, я не нашла достоверных источников по данному вопросу. Но приблизительно могу сказать, что опросник был создан в 1956 году и адаптирован Гришиной Н.В. в 1973.

Здравствуйте! Можете написать источник, книгу, с которой была взята информация?

Здравствуйте! А какая именно информация Вас интересует?

Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» #8212; не могу найти книгу или учебное пособие, где бы это было написано. Мне это нужно для списка литературы

Вы можете сделать ссылку на следующий источник #171;Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под редакцией А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. #8212; М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. #8212; 640 с.#187; Там есть этот тест именно в интерпретации Гришиной Н.В.

Я Вам очень благодарна за отзывчивость! Спасибо

какой можно сделать вывод в пару предложениях,у меня максим.количество баллов 10 это решение проблемы

В 11 вопросе А должно стоять во 2 столбе.

Добавить комментарий Отменить ответ

Поделитесь записью с друзьями

Свежие записи

- Мир психологии и саморазвития

http://world-psychology.ru/oprosnik-k-tomasa-stil-povedeniya-v-konflikte-2/

Как подростку преодолеть неуверенность в себе

Подросток и неуверенность в себе Как можно помочь далее...

Социология изучает взаимодействие как интерактивную сторону общения

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ИНТЕРАКЦИЯ) Природа и структура взаимодействия Интерактивная далее...

Как правильно отвечать на вопросы на собеседовании

Как правильно отвечать на вопросы на собеседовании далее...


Значение зрительного контакта в общении (3)
Типы поведения в конфликте по томасу (2)
Советы психолога как не обращать внимание на чужое мнение (2)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (2)
В соответствии с декларацией прав ребенка ребенок нуждается в (2)
Визуалы аудиалы кинестетики характеристика и диагностика (2)

Блонский павел петрович вклад в психологию

Педагогическая деятельность Блонского П. П. Великий Октябрь далее...

Что делать если девушка постоянно обижается

Что делать, если девушка постоянно обижается? Вопрос задаю далее...

К особенностям переговоров на основе интересов не относится тест

Клуб студентовТехнарь . Уникальный сайт с дипломами далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑