Выбрать типы идеального поведения по м веберу

«Понимающая социология» М. Вебера и идеальные типы социального действия

Философ был уверен, что под понятие социального действия подпадают осмысленные и сознательные действия людей, производимые с учетом поведения окружающих. Поэтому задача ученого, социолога – понять и выразить смысл такого действия. Так родилась понимающая социология Макса Вебера. Однако виды и типы этого действия могут быть разными, как и способы их понимания. Ученый разделил эти виды на четыре категории. Они различаются между собой тем, насколько рациональным и осмысленным является такое действие.

Отличаются от двух вышеперечисленных типов ценностно-рациональное и целерациональное действие. Первое порождено осознанной верой человека в то, что определенные нормы поведения несут в себе ценности, созданные Богом, отвечающие этическим требованиям или канонам эстетики. Понимающая социология М. Вебера характеризует этот тип поведения как рациональный, но его рациональность относительна. То есть, человек ведет себя так или иначе, потому что чувствует, что обязан делать это, потому что этого требуют его убеждения или его понятие о человеческом достоинстве, или же, наконец, потому что считает это красивым. Однако часто нормы должного поведения считаются абсолютными, а критическое отношение к источнику этих норм или возможные побочные действия не принимаются в расчет.

Конечно, это деление многочисленных разновидностей поведения людей на четыре типа является всего лишь условным и делается для удобства. Оно не отражает всего многообразия действительности и нужно именно для того, чтобы социолог применял для оценки и раскрытия смысла социальных действий и логически-понятийные методы, и искусство психологического вчувствования , вживания в душевный мир человека, сопереживания ему. Каждый из этих методов или уровней понимания важен по-своему для понимания того сложного процесса, который мы называем общественной жизнью, считал Макс Вебер. Социология, таким образом, вовсе не отворачивается от субъективных переживаний и убеждений человека и учитывает их влияние на его поведение, а также влияние совокупности этих переживаний и убеждений на поведение группы. Кроме того, ученый советовал не забывать о том, что и сами социологи разделяют определенные ценности, движимы чувствами и следуют определенным традициям, что тоже не может не сказаться на результатах их исследований.

http://fb.ru/article/33686/ponimayuschaya-sotsiologiya-m-vebera-i-idealnyie-tipyi-sotsialnogo-deystviya

«Понимающая социология» М. Вебера и идеальные типы социального действия

Философ был уверен, что под понятие социального действия подпадают осмысленные и сознательные действия людей, производимые с учетом поведения окружающих. Поэтому задача ученого, социолога – понять и выразить смысл такого действия. Так родилась понимающая социология Макса Вебера. Однако виды и типы этого действия могут быть разными, как и способы их понимания. Ученый разделил эти виды на четыре категории. Они различаются между собой тем, насколько рациональным и осмысленным является такое действие.

Отличаются от двух вышеперечисленных типов ценностно-рациональное и целерациональное действие. Первое порождено осознанной верой человека в то, что определенные нормы поведения несут в себе ценности, созданные Богом, отвечающие этическим требованиям или канонам эстетики. Понимающая социология М. Вебера характеризует этот тип поведения как рациональный, но его рациональность относительна. То есть, человек ведет себя так или иначе, потому что чувствует, что обязан делать это, потому что этого требуют его убеждения или его понятие о человеческом достоинстве, или же, наконец, потому что считает это красивым. Однако часто нормы должного поведения считаются абсолютными, а критическое отношение к источнику этих норм или возможные побочные действия не принимаются в расчет.

Конечно, это деление многочисленных разновидностей поведения людей на четыре типа является всего лишь условным и делается для удобства. Оно не отражает всего многообразия действительности и нужно именно для того, чтобы социолог применял для оценки и раскрытия смысла социальных действий и логически-понятийные методы, и искусство психологического вчувствования , вживания в душевный мир человека, сопереживания ему. Каждый из этих методов или уровней понимания важен по-своему для понимания того сложного процесса, который мы называем общественной жизнью, считал Макс Вебер. Социология, таким образом, вовсе не отворачивается от субъективных переживаний и убеждений человека и учитывает их влияние на его поведение, а также влияние совокупности этих переживаний и убеждений на поведение группы. Кроме того, ученый советовал не забывать о том, что и сами социологи разделяют определенные ценности, движимы чувствами и следуют определенным традициям, что тоже не может не сказаться на результатах их исследований.

http://fb.ru/article/33686/ponimayuschaya-sotsiologiya-m-vebera-i-idealnyie-tipyi-sotsialnogo-deystviya

Идеальные типы» поведения по М. Веберу.

Существует 4 варианта:

1) Целерациональное – характерно для рыночного, наиболее рациональное, в других вариантах цель есть, а рациональности – нет. Торговец должен уметь эмпатировать, то есть ставить себя на место другого участника сделки.

2) Ценностно-рациональное – зависит от религиозных, эстетических и идеологических целей. Занимает промежуточное положение среди всех варинтов.

3) Традиционное поведение, цели и средства заданы извне, они носят традиционный характер. В основе поведения лежит длительная привычка или обычай.

4) Аффективное поведение, цели и средства не выделяются. Поведение обусловлено эмоциональным состоянием индивида, его непосредственными чувствами, ощущениями.

Каков же портрет идеального участника сделок на неоклассическом рынке'?

Во-вторых, поведение homo oeconomicus должно быть утилитарным. Иными словами, его действия должны быть подчинены задаче максимизации удовольствия, полезности. Именно полезность становится основой человеческого счастья. Следует различать две формы утилитаризма - простой и сложный. В первом случае человек просто нацелен на задачу максимизации своего удовольствия, во втором же он связывает сумму получаемой полезности со своей собственной деятельностью. Именно осознание связи между полезностью и деятельностью характеризует идеального участника рыночного обмена.

В-третьих, он должен испытывать чувство эмпатии в отношении к другим участникам сделки, т. е. он должен уметь поставить себя на их место и взглянуть на происходящий обмен с их точки зрения..

В-четвертых, между участниками сделок на рынке должно существовать доверие.

Повседневная» рациональность и «научная» рациональность поведения, граница между ними (Г. Гарфинкель).

Существует повседневный и научный подходы к рациональности.

А. Щюц: рациональность надо рассматривать с точки зрения повседневного поведения людей на рынке. Житейский опыт и здоровый смысл помогут сделать достоверное предположение о действиях тех, кто находится на рынке.

Научный подход: рациональность поведения можно смоделировать.

Г. Гарфинкель дал классификацию элементам рациональной деятельности, предполагая провести границу между рациональностью как нормой и рациональностью как моделью поведения.

Классификация: (1-10 повседневная, 11-14 научная)

1. Типология и сравнение («как мама бы поступила в данной ситуации» - сравнение ситуации в прошлом и нынешнюю)

2. Определение допустимой ошибки при построении типологии (какая может быть упущена выгода)

3. Поиск средств для достижения целей

4. Анализ альтернативных вариантов деятельности и возможных последствий

5. Определение условий, при которых каждая из альтернатив будет реализована

6. Определение периода времени, необходимого для принятия решения

7. Предсказание развития ситуации

8. Определение процедуры принятия решений

9. Осознание того, что любое решение предполагает выбор

10. Осуществление выбора на основе информации и накопленного опыта

11. Достижение соответствия выбора средств и целей принципам формальной логики

12. Достижение семантической четкости принятых решений, соответствия используемых терминов общепринятым

13. Достижение ясности и однозначности принятых решений

14. Соответствие определения ситуации научному знанию

Модель неполной рациональности Г. Саймона.

Полная рациональность невозможна из-за неполноты информации и когнитивных ограничений (нехватка знаний).

Г.Саймон выделяет следующие модели:

1) Модель удовлетворительности- то есть выбор не лучшего, а удовлетворительного варианта (Например: занятой человек пойдет в ближайший магазин и купит товар не лучшего качества, в то время как в другом магазине будет товар более высокого качества)

3) Модель робота – Когнитивные способности ограничены. Индивид действует наподобие робота, по заранее определенным программам.

4) Модель обучения - Когнитивные способности ограничены. Индивид учится делать оптимальный выбор на ошибках своих и чужих.

5) Модель эволюции – индивид действует по общепринятым нормам поведения.

6) Модель надежности – выбираются привычные методы решения проблемы.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 8 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

http://studopedia.net/7_40261_idealnie-tipi-povedeniya-po-m-veberu.html

Эссе зачем мне нужна философия

Зачем изучать философию, если на ней не далее...

Физкультминутка как живешь вот так под музыку

как живешь вот так детская Как ты живёшь далее...

Искусство обучать как сделать любое обучение нескучным и эффективным pdf

«Искусство обучать» - Джули Дирксен Джули Дирксен О том, как далее...


Значение зрительного контакта в общении (18)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (8)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (8)
Выборы в думу в 1999 (8)
Высказывания о вере в себя (6)
Жестокий человек это тот который (6)

Предфилософия и начало философии древних китайцев и индийцев

История философии философия сознание древнекитайский детерминизм Существует сходства далее...

Как поставить на место свою девушку

Как поставить на место женщину, если она далее...

О чем говорить с человеком наедине

О чём можно поговорить с парнем когда далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑