Психологические причины влияния толпы на человека

17. Влияние толпы на личность

Человек в толпе приобретает чувство анонимности, самовысвобождения из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым толпе моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.

Регулятивный механизм поведения толпы — коллективная бессознательность — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика К. Г. Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, «коллективные рефлексы», по терминологии В. М. Бехтерева. Однородные, примитивные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения.

Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, даже асоциальные поступки. Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий (пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения), в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. Так, ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан.

Паника — крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство. Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/2230367/page:11/

17. Влияние толпы на личность

Человек в толпе приобретает чувство анонимности, самовысвобождения из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым толпе моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.

Регулятивный механизм поведения толпы — коллективная бессознательность — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика К. Г. Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, «коллективные рефлексы», по терминологии В. М. Бехтерева. Однородные, примитивные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения.

Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, даже асоциальные поступки. Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий (пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения), в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. Так, ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан.

Паника — крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство. Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/2230367/page:11/

4.5. Психологические причины влияния толпы на психику человека

3. Фрейд, К. Юнг, Г. Ле Бон согласны между собой в том, что, оказавшись в толпе, индивид впадает в эмоциональное состояние, характерное для человека, находящегося на примитивной стадии развития общества. Они исходили из предположения, что групповая психология была первоначальной формой человеческого сознания, и утверждали, что в условиях стресса и толпы эта форма сознания снова выдвигается на передний план. Контакт сознания с первозданным слоем психики выпускает на свободу энергию, дремлющую в обычное время при нормальном состоянии человека. Вырвавшаяся на свободу энергия освобождает психику от навязанных ей культурой и сознанием стандартов и ограничений. В результате человек становится в высшей степени эмоциональным, управляемым инстинктами, подвластным внушению. Фрейд неоднократно подчеркивал переход человека в толпе в первобытное состояние, утрату им культуры.

Американский культурный антрополог Э. Бургиньон (Е. Bourguignon) считала, что в толпе у человека возникает измененное состояние сознания (ИСС) (32, с. 405).

ИСС изменяют отношение индивида к самому себе, к своему телу чувству тождественности собственного «Я» и восприятию времени, пространства и других людей. Причинами возникновения измененных состояний сознания являются изменения в условиях получения сенсорной информации в различных экстремальных ситуациях. В результате правила восприятия и познания, свойственные человеку в нормальном состоянии, в ИСС искажаются.

Э. Фреска и С. Кюльсар подчеркивают, что основная функция изменений сознания заключается в идентификации участников с общностью, что существуют первичные потребности людей в создании и поддержании сообществ. Социальные привязанности облегчают транс (197, с. 505). Таким образом, в культурной антропологии существует объяснение поведение толпы тем, что у людей под влиянием толпы возникают измененные состояния сознания.

Ф. Оллпорт предложил идею «кольцевой реакции», согласно которой индивид стимулирует своим поведением другого человека в толпе. Он видит или слышит реакцию другого, в результате сам стимулируется от него до еще более высокого уровня активности. Таким образом, возбуждение толпы непрерывно нарастает.

Т. Ньюком считал, что индивиды настолько «погружаются» в толпу, что теряют чувство идентичности. В этих условиях то, что индивид хочет сделать, и то, что он воспринимает как требуемое от него его ролью, становится тождественным. По мере того как окружающие все настойчивее побуждают взять на себя определенную роль, зреет его убежденность в том, что это единственно возможное правильное поведение. Не остается никакого иного чувства поддержки «Я», кроме ощущения быть оцененным и принятым миром толпы (128, 1984). И.Р. Сушков отмечал, что в толпе происходит деперсонализация восприятия социального мира. Восприятие себя как члена ингруппы (толпы), отличного от членов аутгруппы, снижает восприятие себя как уникального индивида, отличного от членов ингруппы. Деперсонализация приводит к тому, что люди начинают воспринимать себя как идентичные, взаимозаменяемые категории. Деперсонализация является предварительным условием возникновения сплоченности, подверженности влиянию, возникновению этноцентризма (179).

http://psyfactor.org/lib/pochebut-16.htm

Мировая душа это в философии

Мировая душа в философии Гегеля Раскрытие абсолютного духа далее...

Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении

Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении далее...

Кто хочет ищет кто не хочет причину

Сайты знакомств: кто хочет, ищет возможности, кто не далее...


Значение зрительного контакта в общении (3)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (3)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (3)
Тот кто не хочет тот ищет причину (2)
Тот кто хочет ищет возможности кто не хочет причины (2)
Знаменитые люди с ограниченными возможностями (2)

Психологический тренинг для детей 4 5 лет

02.10.г. Махонина С.А.Игровые тренинги для детей 4-5 далее...

Ребенок 1 год бьет по лицу маму

Как себя вести, если ребенок бьет далее...

Что делать если ребенка дразнят в школе

Что делать родителям, если ребенка дразнят в далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑