Внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия принцип

Методологические принципы деятельностного подхода в работах С. Л. Рубинштейна И. В. Щекотихина (Орел)

Принцип деятельности. Категория деятельности выступает в психологии в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования (Юдин, 1976, с. 66). В 1922 г. в статье «Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)» С. Л. Рубинштейн выдвигает методологический принцип деятельности: «.. .субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» (Рубинштейн, 1986, с. 106). Дальнейшая разработка принципа деятельности представлена в программной статье «Проблемы психологии в трудах К. Маркса». Опираясь на марксовскую концепцию человеческой деятельности, С. Л. Рубинштейн пишет, что «психика . может быть познана опосредствованно через деятельность человека и продукты этой деятельности» (Рубинштейн, 1983, с. 13), «человеческое сознание, будучи предпосылкой специфической человеческой формы деятельности - труда, является в первую очередь и его результатом» (там же, с. 15). Таким образом, человек и его психика формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Данный принцип получил свое дальнейшее развитие в принципе единства сознания и деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности. Большую роль в методологическом обосновании деятельностного подхода сыграли работы С. Л. Рубинштейна 1930-х годах, где он разработал основополагающий теоретический принцип - принцип единства сознания и деятельности.

В работе «Принципы и пути развития психологии» С. Л. Рубинштейн критически проанализировал в историческом и теоретическом аспекте данный методологический принцип. В условиях психологического кризиса утверждение единства сознания и деятельности привело к пониманию психики как процесса, как деятельности субъекта, что позволило сделать деятельность человека (внутреннюю, духовную и реальную практическую) предметом исследования психологии. С. Л. Рубинштейн определяет характер взаимоотношений сознания и деятельности как внутреннюю взаимосвязь. Сознание и деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены: «.. .деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения» (Рубинштейн, 1997, с. 367).

В дальнейшем теоретическое исследование связи сознания и деятельности было включено в более общую проблему детерминированности деятельности субъекта, в которой сознание играет регулирующую роль.

Принцип детерминизма. С. Л. Рубинштейн систематически и методологически разрабатывал принцип детерминизма как теоретически отрефлексированную основу отечественной науки (Бруш-линский, 1989).

Его сущность отражена в следующих положениях: «внешние причины действуют через посредство внутренних условий» (Рубинштейн, 1955, с. 8); «. внешние причины действуют через внутренние условия (которые сами формируются в результате внешних воздействий)» (Рубинштейн, 2003, с. 209).

Поведение человека детерминируется внешним миром опосредствованно через его психическую деятельность (Рубинштейн, 2003). Распространение принципа детерминизма на поведение человека предполагает учет его психической деятельности во всем многообразии ее форм и проявлений как внутренних условий его поведения. Обусловленная объективными обстоятельствами жизни человека и, в свою очередь, обусловливающая его поведение психическая деятельность двусторонне - в качестве и обусловленного, и обусловливающего - включается во всеобщую взаимосвязь явлений. Разные стороны психической деятельности определяются разными условиями и изменяются в ходе исторического развития разными темпами.

В работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн развил и конкретизировал принцип детерминизма. Детерминация неразрывно связана с такими философскими категориями, как существование и сущность. Детерминация вводится С. Л. Рубинштейном как процесс в само существование, как определение свойств одного сущего в его взаимодействии с другими: «существовать - значит быть детерминированным». Сущность выступает как нечто устойчивое в явлениях, определяющее все изменения вещей, явлений при различных воздействиях на них. Таким образом, сущность предстает как «соотношение структурных и причинных связей, причинные связи, действующие через структурные связи, внутренние связи, определяющие структуру явления» (Рубинштейн, 2003, с. 303).

С. Л. Рубинштейн рассматривает обратные причинно-следственные отношения, выделяет их закономерности. В частности, действие следствия на причину осуществляется в двух направлениях: 1) изменяется сама причина; 2) изменяются условия действия причины. Причина и следствие принадлежат к одной системе, общее состояние которой изменяется следствием и является условием нового действия исходной причины.

Таким образом, понимание принципа детерминизма в работе «Человек и мир» наполняется более глубоким философским содержанием.

Диалектико-материалистическое понимание детерминизма психических явлений основано на принципе отражения.

С точки зрения С. Л. Рубинштейна, наличие отражения означает, что психические явления имеют основу в материальном мире. Однако любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредствованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая подвергается этим воздействиям.

В работе «Человек и мир» отражение определяется С. Л. Рубинштейном «как рефлектирование в другое, т. е. как явление другому. Это значит, что само отражение выражается в онтологических категориях явления бытия для другого. В восприятии дан не образ вещи, а сама вещь, как она является субъекту» (там же, с. 328). Термин «образ» служит для выражения образности как чувственности восприятия, а не как копии.

Принцип развития. Принцип развития был одним из основополагающих в трудах С. Л. Рубинштейна в 1930-40 гг.

Исходя из позиции материализма, что материя, бытие первичны, а психика, сознание вторичны, они - продукт развития материального мира, С. Л. Рубинштейн предлагает материалистическую трактовку психического развития. Разрешая вопрос о соотношении психики и мозга как ее материально субстрата, С. Л. Рубинштейн выдвигает положение о единстве строения и функции во всяком органическом развитии, носящем сложный характер, включающий различные взаимосвязи между ними на разных ступенях развития. На более высоких ступенях развития возрастает относительная независимость функции от строения и возможность функционального изменения деятельности без изменения строения. Однако не только функция зависит от строения, но и строение от функции, об этом свидетельствуют функциональные изменения структуры в онтогенетическом развитии, а также в филогенетическом развитии строения организмов. Определяющую роль в развитии и строения, и функции играет образ жизни. Его влияние на строение опосредовано функцией.

С. Л. Рубинштейн решает психофизическую проблему в духе единства, которое осуществляется и раскрывается в процессе развития. «Подлинное единство психического и физического, психики и мозга осуществляется лишь в процессе их развития - в силу взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции. лишь в генетическом плане, лишь изучая и мозг и психику диалектически, в движении и развитии, можно в их взаимосвязях раскрыть и выявить подлинное единство психического и физического» (Рубинштейн, 2002, с. 98).

Для С. Л. Рубинштейна личность - это и основная психологическая категория, и предмет психологического исследования, и методологический принцип. В программной статье «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» проблема личности выступает как одна из центральных в психологии. Вне связи с личностью невозможны понимание психологического развития, материалистическая трактовка сознания. «Определяющее влияние общественных отношений труда на формирование психики осуществляется лишь опосредованно через личность» (Рубинштейн, 1983, с. 19). Личность предстает как совокупность общественных отношений. Таким образом, личность исследуется через ее проявления в деятельности.

Через понятие личности С. Л. Рубинштейн раскрывает систему различных связей сознания и деятельности: в личности и личностью эта связь замыкается и осуществляется.

Брушлинский А. В. Принцип детерминизма в трудах С. Л. Рубинштейна //

Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 66-73. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. Рубинштейн С. Л. Вопросы психологической теории // Вопросы психологии.

Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды // Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997.

Рубинштейн С. Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 57-65.

Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 8-24.

Юдин Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Вопросы философии. 1976. № 5. С. 65-78.

http://knigi.link/osnovyi-psihologii/metodologicheskie-printsipyi-deyatelnostnogo-33339.html

Методологические принципы деятельностного подхода в работах С. Л. Рубинштейна И. В. Щекотихина (Орел)

Принцип деятельности. Категория деятельности выступает в психологии в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования (Юдин, 1976, с. 66). В 1922 г. в статье «Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)» С. Л. Рубинштейн выдвигает методологический принцип деятельности: «.. .субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» (Рубинштейн, 1986, с. 106). Дальнейшая разработка принципа деятельности представлена в программной статье «Проблемы психологии в трудах К. Маркса». Опираясь на марксовскую концепцию человеческой деятельности, С. Л. Рубинштейн пишет, что «психика . может быть познана опосредствованно через деятельность человека и продукты этой деятельности» (Рубинштейн, 1983, с. 13), «человеческое сознание, будучи предпосылкой специфической человеческой формы деятельности - труда, является в первую очередь и его результатом» (там же, с. 15). Таким образом, человек и его психика формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Данный принцип получил свое дальнейшее развитие в принципе единства сознания и деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности. Большую роль в методологическом обосновании деятельностного подхода сыграли работы С. Л. Рубинштейна 1930-х годах, где он разработал основополагающий теоретический принцип - принцип единства сознания и деятельности.

В работе «Принципы и пути развития психологии» С. Л. Рубинштейн критически проанализировал в историческом и теоретическом аспекте данный методологический принцип. В условиях психологического кризиса утверждение единства сознания и деятельности привело к пониманию психики как процесса, как деятельности субъекта, что позволило сделать деятельность человека (внутреннюю, духовную и реальную практическую) предметом исследования психологии. С. Л. Рубинштейн определяет характер взаимоотношений сознания и деятельности как внутреннюю взаимосвязь. Сознание и деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены: «.. .деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения» (Рубинштейн, 1997, с. 367).

В дальнейшем теоретическое исследование связи сознания и деятельности было включено в более общую проблему детерминированности деятельности субъекта, в которой сознание играет регулирующую роль.

Принцип детерминизма. С. Л. Рубинштейн систематически и методологически разрабатывал принцип детерминизма как теоретически отрефлексированную основу отечественной науки (Бруш-линский, 1989).

Его сущность отражена в следующих положениях: «внешние причины действуют через посредство внутренних условий» (Рубинштейн, 1955, с. 8); «. внешние причины действуют через внутренние условия (которые сами формируются в результате внешних воздействий)» (Рубинштейн, 2003, с. 209).

Поведение человека детерминируется внешним миром опосредствованно через его психическую деятельность (Рубинштейн, 2003). Распространение принципа детерминизма на поведение человека предполагает учет его психической деятельности во всем многообразии ее форм и проявлений как внутренних условий его поведения. Обусловленная объективными обстоятельствами жизни человека и, в свою очередь, обусловливающая его поведение психическая деятельность двусторонне - в качестве и обусловленного, и обусловливающего - включается во всеобщую взаимосвязь явлений. Разные стороны психической деятельности определяются разными условиями и изменяются в ходе исторического развития разными темпами.

В работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн развил и конкретизировал принцип детерминизма. Детерминация неразрывно связана с такими философскими категориями, как существование и сущность. Детерминация вводится С. Л. Рубинштейном как процесс в само существование, как определение свойств одного сущего в его взаимодействии с другими: «существовать - значит быть детерминированным». Сущность выступает как нечто устойчивое в явлениях, определяющее все изменения вещей, явлений при различных воздействиях на них. Таким образом, сущность предстает как «соотношение структурных и причинных связей, причинные связи, действующие через структурные связи, внутренние связи, определяющие структуру явления» (Рубинштейн, 2003, с. 303).

С. Л. Рубинштейн рассматривает обратные причинно-следственные отношения, выделяет их закономерности. В частности, действие следствия на причину осуществляется в двух направлениях: 1) изменяется сама причина; 2) изменяются условия действия причины. Причина и следствие принадлежат к одной системе, общее состояние которой изменяется следствием и является условием нового действия исходной причины.

Таким образом, понимание принципа детерминизма в работе «Человек и мир» наполняется более глубоким философским содержанием.

Диалектико-материалистическое понимание детерминизма психических явлений основано на принципе отражения.

С точки зрения С. Л. Рубинштейна, наличие отражения означает, что психические явления имеют основу в материальном мире. Однако любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредствованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая подвергается этим воздействиям.

В работе «Человек и мир» отражение определяется С. Л. Рубинштейном «как рефлектирование в другое, т. е. как явление другому. Это значит, что само отражение выражается в онтологических категориях явления бытия для другого. В восприятии дан не образ вещи, а сама вещь, как она является субъекту» (там же, с. 328). Термин «образ» служит для выражения образности как чувственности восприятия, а не как копии.

Принцип развития. Принцип развития был одним из основополагающих в трудах С. Л. Рубинштейна в 1930-40 гг.

Исходя из позиции материализма, что материя, бытие первичны, а психика, сознание вторичны, они - продукт развития материального мира, С. Л. Рубинштейн предлагает материалистическую трактовку психического развития. Разрешая вопрос о соотношении психики и мозга как ее материально субстрата, С. Л. Рубинштейн выдвигает положение о единстве строения и функции во всяком органическом развитии, носящем сложный характер, включающий различные взаимосвязи между ними на разных ступенях развития. На более высоких ступенях развития возрастает относительная независимость функции от строения и возможность функционального изменения деятельности без изменения строения. Однако не только функция зависит от строения, но и строение от функции, об этом свидетельствуют функциональные изменения структуры в онтогенетическом развитии, а также в филогенетическом развитии строения организмов. Определяющую роль в развитии и строения, и функции играет образ жизни. Его влияние на строение опосредовано функцией.

С. Л. Рубинштейн решает психофизическую проблему в духе единства, которое осуществляется и раскрывается в процессе развития. «Подлинное единство психического и физического, психики и мозга осуществляется лишь в процессе их развития - в силу взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции. лишь в генетическом плане, лишь изучая и мозг и психику диалектически, в движении и развитии, можно в их взаимосвязях раскрыть и выявить подлинное единство психического и физического» (Рубинштейн, 2002, с. 98).

Для С. Л. Рубинштейна личность - это и основная психологическая категория, и предмет психологического исследования, и методологический принцип. В программной статье «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» проблема личности выступает как одна из центральных в психологии. Вне связи с личностью невозможны понимание психологического развития, материалистическая трактовка сознания. «Определяющее влияние общественных отношений труда на формирование психики осуществляется лишь опосредованно через личность» (Рубинштейн, 1983, с. 19). Личность предстает как совокупность общественных отношений. Таким образом, личность исследуется через ее проявления в деятельности.

Через понятие личности С. Л. Рубинштейн раскрывает систему различных связей сознания и деятельности: в личности и личностью эта связь замыкается и осуществляется.

Брушлинский А. В. Принцип детерминизма в трудах С. Л. Рубинштейна //

Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 66-73. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. Рубинштейн С. Л. Вопросы психологической теории // Вопросы психологии.

Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды // Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997.

Рубинштейн С. Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 57-65.

Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 8-24.

Юдин Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Вопросы философии. 1976. № 5. С. 65-78.

http://knigi.link/osnovyi-psihologii/metodologicheskie-printsipyi-deyatelnostnogo-33339.html

Основные функции психики.Основные функции психики обеспечивают человеку адаптацию к разным условиям, возможность общаться, учиться, а, если возникает необходимость – выживать.

2. Регулятивная функция психики проявляется в поведении и деятельности человека. Основная её характеристика – произвольность, то есть, индивид проявляет свою волю. Обе эти функции психики человека (отражающая и регулятивная) неразрывно связаны, так как психика, с одной стороны, отражает внешние воздействия, с другой, регулирует это отражение. Произвольная регуляция относится не только к физическим действиям и движениям, но и к самим психическим процессам. Регулятивная функция позволяет человеку ставить перед собой цели и задачи, находить мотивы, планировать, принимать решения и обеспечивать способы поведения, чтобы поставленные цели были достигнуты. Эмоции обеспечивают механизм «обратной связи», подсказывают нам, насколько нас удовлетворяет то, что мы делаем. Человек – социальное существо, поэтому для него важна возможность произвольной регуляции собственного поведения. Если он не будет регулировать своё поведение, то жизнь его в обществе будет затруднена, а то и вовсе невозможна.

10. Характеристика психического отражения Психическое отражение – это особая форма активного взаимодействия индивида с миром, в результате которого происходит формирование новых потребностей, взглядов, представлений, а также совершение выбора. Каждый человек способен моделировать собственную реальность и отражать ее в художественных или каких-либо иных образах.- Психическое отражение носит опережающий характер: образ действия, выполняя регулирующую функцию, опережает само действие. Действительно, ведь прежде чем что-то сделать, человек делает это в уме, он строит образ будущего действия.

11. Уровни и виды психического отражения:физическое, физиологическое и психическое.

На последней стадии развития физического отражения в неживой природе возникла элементарная чувствительность (тропизм), проявлявшаяся у начинавших развиваться и совершенствоваться простейших живых организмов в виде приспособления к воздействиям внешней среды на основе присущего им свойства раздражимости (например, если капнуть в среду простейших живых организмов какой-нибудь едкой жидкости, они сразу же будут разбегаться в разные стороны).

2. Физиологическое (органическое) отражение - более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни (органическому движению). На низшей его стадии сформировалась простейшая рефлекторная деятельность животных, которая характеризовалась тем, что:

· она совершается всегда как ответ на внешнее раздражение;

· при наступлении раздражения содержание ответного движения, его сила и направленность находятся в полном соответствии с особенностями раздражения.

При этом само отражение представляет собой довольно сложную реакцию живого организма на различные воздействия окружающей среды (например, когда мы приближаемся к змее, она начинает шипеть и изготавливается укусить обидчика).

На высшей стадии органического отражения постепенно сформировались сложные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие (например, домашние животные всегда знают место, в котором их хозяин оставляет для них еду).

3. Психическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения (например, сложные инстинкты животных).

· отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;

· отражение как самоконтроль и самовоспитание;

· отражение как путь познания человеком других людей;

· отражение как путь познания людьми социальной жизни и социальных отношений.

12. Понятие метод, методология. Метод - в самом широком смысле слова - путь к чему-либо , способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие методология имеет два значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности; учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Методология формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, которые были открыты в философии, науке. Любой научный метод разрабатывается на основе теории, которая выступает его предпосылкой. Эффективность метода обусловлена фундаментальностью теории, которая сжимается в метод . Метод используется для дальнейшего развития науки, теоретического знания.

13.Уровни методологии психологической науки(общая, специальная, частная методологии) Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

· окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи);

· материя первична, а сознание вторично; материя находится в непрерывном движении, развитии и подчиняется законам: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания;

· движение и взаимодействие материи определяет собой качественные характеристики всех явлений объективной реальности и собственно психики;

· психика есть свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;

· сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности;

· сознание - высший этап развития психики;

· психика, сознание социально обусловлены;

· окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции и развития.

Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы:

· принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий;

· принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека.

· сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами; существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов;

· результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению;

· все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами.

14. Характеристика методов психологического исследования. Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта

Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)

Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений

http://lektsia.com/2x6f8e.html

Как разговаривать с подчиненным если не выполняются распоряжения

Искусство приказывать. Как управлять подчиненными Почему не исполняются приказы? Существует далее...

Мой муж меня не уважает

Игра в четыре руки: когда муж не далее...

Красивые стихи о себе со смыслом

Короткие стихи о себе О как ты прав, далее...


Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (3)
Выборы в думу в 1999 (3)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (3)
Значение зрительного контакта в общении (3)
Внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия принцип (2)
Уровень развития проявляющийся у ребенка в совместной деятельности (2)

С какой книги начать саморазвитие

С чего начать саморазвитие? Список лучших далее...

Согласно бихевиоризму совокупность реакций на внешние стимулы понимается как

Понятие психологии, согласно бихевиоризму, понимаемое как далее...

Как я понял что я голубой

Кажется, я гей. Что делать? Привет! Мне шестнадцать далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑