Внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия

Внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия

Рубинштейн систематически и методологически разрабатывал общефилософский принцип детерминизма как теоретически отрефлексированную основу отечественной науки (Брушлинский А.В., 1989). Свое понимание детерминизма С.Л. Рубинштейн выразил в следующих положениях: «внешние причины действуют через посредство внутренних условий» (Рубинштейн С.Л., 1955, с. 8); «внешние причины действуют через внутренние условия (которые сами формируются в результате внешних воздействий)» (Рубинштейн С.Л., 2003, с. 209). Он писал: «Принцип детерминизма диалектического материализма выступает., как методологический принцип, определяющий построение научного знания, научной теории», «детерминизм в его диалектико-материалистическом понимании всякое воздействие рассматривает как взаимодействие» (Рубинштейн С.Л., 2003, с. 49). Характер взаимосвязи и взаимодействия явлений в материальном мире раскрывался С.Л. Рубинштейном с позиций диалектического материализма. Но если Маркс и Энгельс развивали идеи экономического детерминизма, согласно которому экономические факторы являются решающими при объяснении социального поведения, то Рубинштейн, соглашаясь с их постулатом бытие определяет сознание подчеркивал, что «изменения в сознании, определенные изменениями бытия, сами, в свою очередь, означают изменения условий, в которых осуществляется определение деятельности людей детерминирующими их в значительной мере опосредствовано через их сознание объективными факторами» (Рубинштейн С.Л., 1983, с. 18). При этом он ссылался на В.И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же).

Во взаимосвязи внешних и внутренних условий в качестве исходных, по С.Л. Рубинштейну, выступают внешние условия. «Психические явления возникают в процессе взаимодействия индивида с внешним миром, которое начинается с внешнего воздействия, что внешний мир, таким образом, изначально участвует в детерминации психических явлений» (Рубинштейн С.Л., 1983, с. 49). Однако внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются их непосредственной механической проекцией. Они складываются и изменяются в процессе развития и сами обусловливают специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться. Отношение внешних условий к внутренним и внутренних условий к результатам образует единый процесс и взаимодействует в нем (Рубинштейн С.Л., 1959).

В своем последнем труде «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн объединил и синтезировал принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма и принцип развития, переосмыслил некоторые положения официального марксизма, в частности постулат «бытие определяет сознание», что нашло свое отражение и в трактовке принципа детерминизма. Он указал на неправомерность сведения бытия к материи и противопоставления сознания материи. «Существует не только материя, но и сознание: сознание не меньшая реальность, чем материя. Например, общественное бытие определяет общественное сознание — это исходная зависимость, но существует и обратная зависимость общественного бытия от общественного сознания» (там же, с. 319).

Проблем соотношения внешнего и внутреннего получила у Рубинштейна следующую формулировку: «внешние условия не прямо и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную природу данного тела или явления» (там же, с. 310). Внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины — как условия, как обстоятельства. Действие причины зависит от природы объекта, на который оказывается воздействие, от его состояния. Поэтому С.Л. Рубинштейн различает действие причины, порождающее эффект опосредованно через внутренние условия (состояние объекта), и действие причины, выражающееся в форме внутренних условий (свойств и состояний) субъекта. В то же время следствие воздействует на причину, осуществляется в двух направлениях: 1) изменяется сама причина; 2) изменяются условия действия причины. Причина и следствие принадлежат к одной системе, общее состояние которой изменяется следствием и является условием нового действия исходной причины.

Таким образом, содержание принципа детерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна менялось на разных этапах развития его концепции. В его разработке, преемственно связанной с философским наследием разных эпох и направлений, определяющее место занимают творчески переосмысленные идеи К. Маркса.

http://www.sudexp.org/publ/9-1-0-1899

Внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия

Рубинштейн систематически и методологически разрабатывал общефилософский принцип детерминизма как теоретически отрефлексированную основу отечественной науки (Брушлинский А.В., 1989). Свое понимание детерминизма С.Л. Рубинштейн выразил в следующих положениях: «внешние причины действуют через посредство внутренних условий» (Рубинштейн С.Л., 1955, с. 8); «внешние причины действуют через внутренние условия (которые сами формируются в результате внешних воздействий)» (Рубинштейн С.Л., 2003, с. 209). Он писал: «Принцип детерминизма диалектического материализма выступает., как методологический принцип, определяющий построение научного знания, научной теории», «детерминизм в его диалектико-материалистическом понимании всякое воздействие рассматривает как взаимодействие» (Рубинштейн С.Л., 2003, с. 49). Характер взаимосвязи и взаимодействия явлений в материальном мире раскрывался С.Л. Рубинштейном с позиций диалектического материализма. Но если Маркс и Энгельс развивали идеи экономического детерминизма, согласно которому экономические факторы являются решающими при объяснении социального поведения, то Рубинштейн, соглашаясь с их постулатом бытие определяет сознание подчеркивал, что «изменения в сознании, определенные изменениями бытия, сами, в свою очередь, означают изменения условий, в которых осуществляется определение деятельности людей детерминирующими их в значительной мере опосредствовано через их сознание объективными факторами» (Рубинштейн С.Л., 1983, с. 18). При этом он ссылался на В.И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же).

Во взаимосвязи внешних и внутренних условий в качестве исходных, по С.Л. Рубинштейну, выступают внешние условия. «Психические явления возникают в процессе взаимодействия индивида с внешним миром, которое начинается с внешнего воздействия, что внешний мир, таким образом, изначально участвует в детерминации психических явлений» (Рубинштейн С.Л., 1983, с. 49). Однако внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются их непосредственной механической проекцией. Они складываются и изменяются в процессе развития и сами обусловливают специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться. Отношение внешних условий к внутренним и внутренних условий к результатам образует единый процесс и взаимодействует в нем (Рубинштейн С.Л., 1959).

В своем последнем труде «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн объединил и синтезировал принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма и принцип развития, переосмыслил некоторые положения официального марксизма, в частности постулат «бытие определяет сознание», что нашло свое отражение и в трактовке принципа детерминизма. Он указал на неправомерность сведения бытия к материи и противопоставления сознания материи. «Существует не только материя, но и сознание: сознание не меньшая реальность, чем материя. Например, общественное бытие определяет общественное сознание — это исходная зависимость, но существует и обратная зависимость общественного бытия от общественного сознания» (там же, с. 319).

Проблем соотношения внешнего и внутреннего получила у Рубинштейна следующую формулировку: «внешние условия не прямо и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную природу данного тела или явления» (там же, с. 310). Внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины — как условия, как обстоятельства. Действие причины зависит от природы объекта, на который оказывается воздействие, от его состояния. Поэтому С.Л. Рубинштейн различает действие причины, порождающее эффект опосредованно через внутренние условия (состояние объекта), и действие причины, выражающееся в форме внутренних условий (свойств и состояний) субъекта. В то же время следствие воздействует на причину, осуществляется в двух направлениях: 1) изменяется сама причина; 2) изменяются условия действия причины. Причина и следствие принадлежат к одной системе, общее состояние которой изменяется следствием и является условием нового действия исходной причины.

Таким образом, содержание принципа детерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна менялось на разных этапах развития его концепции. В его разработке, преемственно связанной с философским наследием разных эпох и направлений, определяющее место занимают творчески переосмысленные идеи К. Маркса.

http://www.sudexp.org/publ/9-1-0-1899

Внешние и внутренние условия развития

Психическое развитие определяется единством внешних и внутренних условий. К первым относят условия природной и социальной среды, в которых человек проживает, учится, работает, реализует потенциальные возможности своего развития.

Внешние и внутренние условия не только противоположные, но и взаимосвязаны, переходят одни в другие. Так, происходит интериоризация практических, речевых действий, формируется способность оперировать объектами мысленно (то есть внешнее, объективное становится внутренним, субъективным). В то же время формируется способность выводить психические процессы наружу, обьектуваты их, екстериоризуваты .

В ходе развития меняется также соотношение внешних и внутренних условий, приобретая свой неповторимый обнаружения на каждой стадии этого процесса.

Внутренние противоречия - движущие силы развития психики

Снятие одних противоречий приводит к появлению других, которые, в свою очередь, ведут к новым действиям, к дальнейшему совершенствованию деятельности личности.

Психика, сознание ребенка, таким образом, развивается вследствие его собственной деятельности по освоению объективной действительности, деятельности, опосредованная взаимоотношениями со взрослыми.

С особой настойчивостью С. Костюк подчеркивал, что психическое развитие не сводится к простому накоплению учебных достижений . Он характеризуется качественными изменениями личности ребенка в целом, которые знаменуют собой ее прогрессирующее движение от низших к высшим уровням структур психической деятельности. Что же касается количественных изменений психики, то они подготавливают качественные, но сами их не обеспечивают.

Таким образом, как на основное противоречие, закономерно оказывается на всех возрастных этапах и по-новому определяет развитие личности на каждом из них, Г, С. Костюк указывает на различия между новыми потребностями, целями, стремлениями личности и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения, причем в социальных условиях процесс овладения последним основном отстает от развития первых.

Конкретизируя сказанное, остановимся на некоторых типичных проявлениях этой основного противоречия. Так, учебная деятельность систематически создает различия между новыми познавательными целями, задачами и уже освоенными учащимися способами действий, между новыми ситуациями и предыдущим опытом между освоенными уже обобщениями и новыми фактами и тому подобное. Эти противоречия разрешаются путем овладения новыми способами действий, более совершенными операциями, обобщенными приемами умственной деятельности.

Мотивационная сторона развития личности, как правило, опережает операционную и содержательную, побуждая к совершенствованию последних.

Становление отдельных сторон психики также порождает множество противоречий, в частности при переходе от перцептивного к умственному познания действительности, от низших до высших ступеней развития мышления и речи, от аналитического различия признаков объектов их синтетического отражение и.

Несоответствие потребностно - мотивационной сферы ребенка, формируется через деятельности первого типа, и ее операционно-технических возможностей, которыми ребенок овладевает через деятельности второго типа и составляет определяющую движущую противоречие психического развития ребенка.

Усиление названной разногласия вызывает изменение ведущей деятельности, в которой прежде всего и формируются необходимые для ее преодоления психические новообразования.

А.Н. Леонтьев выделяет следующие признаки ведущей деятельности: возникают и дифференцируются новые виды деятельности, перестраиваются и формируются отдельные психические функции, определяются изменения личности.

Такое определение ведущих видов деятельности не является общепринятым. Например, Д. И. Фельдштейн считает, что ведущей деятельностью подросткового возраста является развернутая общественно - полезная деятельность во всех ее формах (трудовая, общественно-организационная, художественная, спортивная, учебная). М.С. Каган настаивает, что для периода ранней юности ведущей является ценностно - ориентационная деятельность сознания, поиск смысла жизни, самостоятельное определение всех моральных, политических и эстетических идеалов и тому подобное.

Л. Выготский отмечал, что, управляя формированием психики ребенка, взрослый должен принимать во внимание неравномерность этого процесса. В психическом развитии

Заметим, что во всех этих подходах к осмыслению проблемы психического развития указывается на различные противоречия, но все они, несомненно, является источником такого развития.

http://studbooks.net/77685/psihologiya/vneshnie_vnutrennie_usloviya_razvitiya

Можно ли медитировать под музыку

Ответы на частые вопросы начинающих медитировать (FAQ) далее...

Кому и зачем нужна математика

Как математика учит критическому мышлению Профессор математики Джордан Элленберг далее...

Все будет хорошо любимому смс

Смс хорошему человеку, мужчине Милые дамы, поддерживайте мужчин, далее...


Значение зрительного контакта в общении (3)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (3)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (3)
Валерий викторович петухов причина смерти (2)
Внешние причины действуют через внутренние условия (2)
Тот кто хочет ищет возможности кто не хочет причины (2)

Кто я какой я конспект занятия

Конспект внеклассного занятияКто я? Какой я? далее...

Муж ничего не хочет делать

Муж ничего не хочет делать 3 шага, далее...

Беседа кто я какой я

План-конспект занятия (1 класс) на тему: далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑