Бессознательное по з фрейду функционирует на основе

Эссе по работе З. Фрейда Массовая психология и анализ человеческого «Я»

Эссе по работе Зигмунда Фрейда.

Массовая психология и анализ человеческого Я

Можно заметить, что последний период научного творчества З. Фрейда характеризуется попыткой автора распространить психоаналитическое учение на все более широкие сферы человеческой жизни: на анализ социальных процессов, религию, общество, искусство. Развитие психоанализа, парирование критики отдельных аспектов психоаналитической теории, серьезные события общечеловеческого масштаба (Первая мировая война) выступили причиной обращения З. Фрейда к изучению социальных процессов в рамках психоанализа [3]. Работа Массовая психология и анализ человеческого Я является одной из первых, открывающих последний период научных изысканий З. Фрейда.

В рассматриваемой работе З. Фрейд обращается к исследованию толпы как к временной человеческой массы , в которой каждый отдельный субъект приобретает свойства, не свойственные ему за пределами этой толпы. З. Фрейд апеллирует к классическому труду, посвященному психологии толпы, написанному Ле Боном, который утверждает появление новых свойств субъекта при попадании в толпу. З. Фрейд полагает, что эти новые свойства не являются по своей сущности таковыми, поскольку только являются результатом действия новых условий влияния толпы, под которое попадает субъект и в которых он избавляется от вытесненных бессознательных влечений, раскрывающихся в своей полноте.

Когда человек оказывается в толпе, закономерности протекания его психических процессов существенно изменяются. С субъектом происходит два кардинальных изменения: усиление аффективных чувств и торможение интеллектуальной деятельности [4, с. 83]. Это положение, которое З. Фрейд перенимает и которое разделяет с предшествующими исследователями феномена масс и особенностей изменения человека в толпе. Но Ле Бон и другие исследователи не пошли дальше констатации этих двух особенностей, уйдя от объяснения данного психологического механизма. З. Фрейд поставил перед собой задачу проанализировать причины происходящих с субъектом изменений в толпе.

Для наглядной иллюстрации механизмов действия либидо в массах З. Фрейд обращается к таким видам искусственных масс, как церковь и войско, которые имеют вождя (Иисус и главнокомандующий). Структура этих образований либидозная по своему происхождению, так как всех верующих объединяет любовь к Христу, а всех солдат объединяет возглавляющий их отец полководец, капитан и другие командующие отдельными частями войск. Таким образом, здесь можно увидеть двустронние связи: связь через любовь отдельного индивида с вождем и связь субъектов между собой. Эти две составляющие толпы представляют собой важнейшие основание, лежащие в основе феномена толпы, которые в дальнейшем З. Фрейд развивает в сложных психоаналитических построениях.

Помимо организованных масс, З. Фрейд прибегает к анализу спонтанно возникающих масс. Либидозная энергия, связывающая отдельных людей в толпе, делает их похожими друг на друга, в результате чего исчезает враждебность и агрессивность, то есть происходит ограничение нарциссизма субъектов. Здесь можно увидеть, как З. Фрейд переносит закономерности психической жизни отдельных индивидов на социальные процессы существования масс. Так, он отмечает, что в социальных отношениях людей происходит то же самое, что стало известно психоаналитическому исследованию о ходе развития индивидуального либидо. Либидо опирается на удовлетворение важных жизненных потребностей и выбирает причастных к этому лиц в качестве своих первых объектов [4, с. 96-97]. Таким образом, любовь, она же сексуальная энергия является причиной трансформации нарциссического эгоизма к альтруизму, который удерживает толпу вместе.

З. Фрейд объясняет механизмы образования толпы и преображения субъекта в ней с помощью понятия либидо, но в ином смысле, чем при применении данного понятия к отдельному субъекту. Он вносит добавления к разработанной им концепции, согласно которой целью либидо выступает исключительно удовлетворение сексуального влечения. При рассмотрении социальных процессов, возникает необходимость анализировать действие либидозной энергии в более сложном понимании. Влечения в толпе так же, как и преобразованные влечения ребенка к своим родителям, приобретают заторможенный характер по отношению к непосредственной и естественной для либидо цели [4, с. 104].

В рассматриваемой работе З. Фрейд использует понятие Я-идеал, поэтому в дальнейшем необходимо придерживаться этого термина, помня о том, что эта моральная инстанция, которая получит свое развитие в дальнейших работах автора. Согласно мнению З. Фрейда, человек не всегда может быть доволен своим Я, которое не выполняет требования Я-идеала, но он может находить удовлетворение в другой части своей личности – в самом Я-идеале, который помещается в объект влюбленности. Это приводит к тому, что объект влюбленности любят за те совершенства, которые содержатся в Я-идеале [4, с. 105]. В связи с тем, что человеку хочется обладать этими совершенствами, то он стремится их приобрести в процессе подражания этому объекту.

Интересно также отметить, что именно заторможенная сексуальная энергия способна так прочно сплотить большие массы людей. З. Фрейд видит причину в этом в самой нереализованности влечения, так как незаторможенное влечение после достижения сексуальной цели соития ослабевает и теряет свой энергетический заряд в противоположность заторможенному либидо: Чувственной любви уготовано угасать при удовлетворении; чтобы суметь сохраниться, она с самого начала должна быть разбавлены чисто нежными, то есть целезаторможенными компонентами или претерпеть подобную трансформацию [4, с. 108].

Все вышесказанное относится к организованным массам, в то время как пока не все механизмы действия стихийных масс объяснены. В частности, З. Фрейд вновь обращается к феноменологическим признакам стихийных масс, тщательно рассмотренных и описанных Ле Боном и Тардом: снижение интеллектуальной деятельности, аффективная несдержанность, высокая степень импульсивности, снижение ответственности и возможность переходить границы дозволенного. З. Фрейд понимает эти проявления характеристик стихийных масс как регрессию психической деятельности на более раннюю ступень развития человечества. Здесь необходимо обратиться к другому фактору поведения людей в толпе, который предлагает З. Фрейд – к фактору взаимной суггестии, фундаментом для которого выступает биологический, врожденный стадный инстинкт [4, с. 110].

Можно отметить, что действие суггестии в толпе обуславливается двумя основными условиями: требованием равенства между субъектами и их общее подчинение одному внешнему объекту. Поэтому, говоря о человеке как о стадном животном, можно утратить вторую важнейшую составляющую поведения человека в толпе, так как помимо разделения равенства между собой, они должны иметь вождя, которому вся масса подчиняется. В связи с этим, З. Фрейд отмечает, что в ситуации толпы имеют место множество равных, которые могут идентифицироваться друг с другом, и один единственный, который их всех превосходит, – вот ситуация, которую мы находим реализованной в жизнеспособной массе [4, с. 113].

Внушение З. Фрейд объясняет как частный случай гипнотического состояния, которое основано на бессознательно сохранившей готовности, предрасположенности, корни которой лежат в архаических воспоминаниях о взаимоотношениях в человеческой семье.

Исследование суггестии, сексуального влечения и социальных процессов приводит к противопоставлению самоидентификации, которая связана со становлением субъекта, тому процессу, при котором часть Я замещается объектом (как происходит при подмене Я-идеала субъектов толпы фигурой вождя, праотца). В подобных случаях именно такая подмена выступает условием взаимной идентификации субъектов между собой [2].

Также в завершение надо заметить, что в работе Массовая психология и анализ человеческого Я З. Фрейд подверг тщательному анализу не только внешние проявления массовой души толпы, изменения, которые происходят с человеком под влиянием толпы и которые были подробно представлены в предыдущих исследованиях массовых социальных процессов, а продолжил исследования блестящих социологов и психологов в выявлении причинных механизмов, лежащих в основе феноменов заражения, внушения, а также личностных изменений, происходящих с субъектом, растворяющимся в массе.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

http://www.b17.ru/article/118474/

Три периода развития учения Фрейда о бессознательном

Эта концепция бессознательного сложилась и определилась у Фрейда не сразу и в дальнейшем подвергалась существенным изменениям.

В первый период фрейдовская концепция бессознательного была близка к учению знаменитых французских психиаторов и психологов – Шарко, Льебо, Жанэ, от которых она находилась и в прямой генетической зависимости.

В третий период концепция бессознательного претерпевает существенное изменение и начинает сближаться с метафизическом учением Шопенгауэра и Гартмана. Общие вопросы мировоззрения начинают преобладать над частными, специальными проблемами. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке. 7

Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного:

Мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка;

Поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания;

Эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.

На основе этих трех положений, проверенных на собственной психиатрической практике, Фрейд выработал совместно со своим коллегой Брейером, так называемый катартический метод лечения истерии.

Эти забытые переживания, вызывающие симптомы истерии, и являются “бессознательным”, как понимал его Фрейд в первый период развития своего учения. “Бессознательное” можно определить как некое чужеродное тело, проникшее в психику. Оно не связано прочными ассоциативными нитями с другими моментами сознания и потому разрывает его единство. В нормальной жизни к нему близко мечтание, которое тоже более свободно, чем переживания реальной жизни, от тесных ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека.

Во втором, классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов.

Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда, носит закономерный харатер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название “вытеснения”. Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. Далее содержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные группы переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно сексуального. Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека. 10

Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют соматический (телесный) источник, т.е. рождаются в организме. И вот психические представительства этих внутренних соматических раздражений Фрейд называет влечениями. Все влечения Фрейд разделяет по их цели и по их соматическому источнику на две группы:

сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода;

личные влечения, или влечения “я”, их цель – самосохранение индивида.

Сексуальное влечение, или, как называет его Фрейд, либидо, присуще ребенку с самого начала его жизни, оно рождается вместе с его телом и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую вовсе жизнь в организме и психике.

В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения “я” появилось новое деление:

1) сексуальное влечение, или эрос;

2) влечение к смерти.

Влечение “я” и, прежде всего, инстинкт самосохранения отошли к сексуальным влечениям, понятия которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив оба члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

Второй особенностью третьего периода является расширение состава бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами.

“Оно” - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле.

До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с “Оно”: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только “Оно”. И в “Я”, и притом в его высшей сфере, есть область бессознательного. Бессознателен исходящий из “Я” процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах “Я” работа вытеснения. Таким образом, значительная область “Я” также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее, чем казалась вначале.

“Идеал – Я” - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей. Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но не может его преодолеть. Далее, к проявлениям “Идеал – Я” относится так называемое “внезапное пробуждение совести”, случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное “Я” принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной.

Как покорный слуга бессознательных влечений, Я пытается сохранить свое доброе согласие с Оно и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция Идеал - Я , которая царит над Я как совесть или бессознательное чувство вины. Идеал - Я как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека Идеал - Я призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с Я . Но по своему содержанию Идеал - Я ближе к Оно и даже противостоит Я , как поверенный внутреннего мира Оно , что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское Я предстает в виде несчастного создания , которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с Оно , так и со Идеал - Я .

Фрейд определяет бессознательное как несловесное; оно превращается в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответствующими словесными представлениями.

Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых первичных влечений .

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/3189510/page:3/

Бессознательное понятие по Фрейду (стр. 1 из 5)

1.Понятия и виды бессознательного…………………………………………………. 3

1.1. Проявления бессознательного…………………………………………………. 3

2. Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия на личность .7

2.1. Исторический обзор проблемы поощрения и наказания……………………. 7

2.2. Виды и формы поощрения и наказания……………………………………….10

2.5. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции………. 12

1. Понятия и виды бессознательного

1. 1. Проявления бессознательного

Итак, из приведенных выше описаний проявлений феномена бессознательного следует, что никак нельзя отождествлять психику с сознанием. Присутствие в ней обширной сферы бессознательного – неоспоримый факт. Но ученые разных областей человекознания не сразу пришли к пониманию этого.

1.2. Фрейд о бессознательном

Ключевой вопрос в понимании того, что из себя представляет бессознательное, — это вопрос о том, чем оно наполнено и почему. Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании.

Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.

В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.

Теперь к вопросу о том, почему вообще что-то оказывается в бессознательном. В бессознательное попадают те психические содержания, которые неприемлемы для доминирующей сознательной позиции или просто душевно болезненны и не имеют должного выхода.

Фрейд выделил в психике отдельную инстанцию, которая отвечает за нравственную чистоту всей личности и назвал ее Супер-Эго или Сверх-Я . Это та самая штука, которая создает у человека ощущение стыда, его совесть.

Внутренний нравственный цензор формируется под давлением воспитания — его целенаправленно развивают в ребенке. Поверхностная мотивация — это стремление вырастить «хорошего человека», такого, который будет четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом будет разделять общие для данного общества критерии добра и зла.

Вот с того самого момента, когда ребенок начинает разделять добро со злом, в нем начинает формироваться бессознательное. По крайней мере, та его часть, которой заинтересовался Фрейд. Все, что ребенок обнаруживает в себе злого, он, с этого момента, старается скрыть, спрятать. Сначала он прячет это только от окружающих, а потом, когда его совесть крепнет и набирает силу, начинает прятать это и от себя самого.

Меньшую часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, причиняющие сильную душевную боль — утрата близких людей или, например, истории сильно задетого самолюбия. Эти содержания приобретаются позже, уже в течение взрослой сознательной жизни и причиняют не так много хлопот, как подавленные нравственными запретами желания или свойства личности. По крайней мере, если речь не идет о каких-то исключительных ситуациях, когда душевные шрамы содержат в себе.

1.3. Юнг о бессознательном

В какой-то момент Фрейд стал заложником своего учения и превратил психоанализ чуть ли не в секту, где от каждого адепта-аналитика требовалась вера в ортодоксальное учение, а не научное рвение и поиск истины. Фрейд сделал первый шаг, но отказался делать второй даже тогда, когда изначальная теория начала трещать по швам. Второй шаг за него сделал Юнг. Третьего шага после Юнга не сделал никто — возможно, дальше шагать уже некуда.

http://mirznanii.com/a/204098/bessoznatelnoe-ponyatie-po-freydu

Подчеркивание черт которое достигается часто посредством сдвига

Подчеркивание черт которое достигается часто посредством сдвига Рубинштейн далее...

Ребенок обижает других детей в школе что делать родителям

Мой ребенок обижает детей в школе Вопрос далее...

Тест по гуленко по соционике

Соционический тест Гуленко на 72 вопроса Польза от прохождения далее...


Тест на стили ведения переговоров (526)
Валерий викторович петухов причина смерти (299)
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками (172)
Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками (163)
Психологический эффект когда присутствие других облегчает действия индивида получил название (146)
Значение зрительного контакта в общении (132)

Каковы взгляды фельдштейна на понимание процесса развития

41.Периодизация развития Фельдштейна Д.И. Фельдштейн вводит представление о далее...

Отмечен обратный вопрос который считается в обратном порядке

В обратном порядке в обратном порядке — далее...

Если подчиненные не воспринимают тебя как руководителя

Если подчиненные не воспринимают тебя как далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑