К важнейшим социальным потребностям ранней юности относятся

Важнейшие социальные потребности

Потребность в общении имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми.

Чем объясняется высокий уровень развития потребности в общении именно в ранней юности? Можно назвать несколько причин. Наиболее явная – постоянное физическое и умственное развитие школьника и в связи с этим расширение его интересов, рост интереса к миру. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности в интимной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность в их признании.

Проблемы столь важны и столь интимны, что для решения их, для «изживания» юности необходимо найти человека, который понял бы ее проблемы. С возрастом (от 14 лет к 17 годам) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Главным образом, понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого обуревают те же проблемы и те же переживания.

К старшеклассникам в наибольшей степени можно отнести слова Паскаля: «Чем бы ни обладал человек на земле, прекрасным здоровьем и любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей. Он настолько уважает разум человека, что, имея все возможные преимущества, он чувствует себя неудовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах людей. Вот какое место влечет его больше всего на свете, и ничто не может отклонить его от этой цели».

Потребность в обособлении, которая отчетливо проявляется в раннем юношеском возрасте, находит свое конкретное выражение как в общении (в обособлении в составе более или менее широких общностей), так и в уединении. Обособление в общении имеет основное значение. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их. среде, своего Я. Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, очевидно, возможно при наличии потребности в уединении.

Потребность в уединении социальна по своему содержанию и в норме не имеет ничего общего с проявлением индивидуализма.

Уединение выполняет в процессе развития личности старшеклассника разнообразные функции. Остановимся на некоторых из них.

Далее, познать себя можно лишь в общении с окружающими, ко разобраться в себе, осмыслить себя – в уединении. В связи с этим нельзя не вспомнить, что некоторые племена включали в обряд инициации (переход во взрослое состояние) длительное одиночество. В юности доставляет особое удовольствие погрузиться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. Шестнадцатилетний М.Ю. Лермонтов писал М.А. Лопухиной: «Назвать вам всех, у кого я бываю? Я – та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием». Видимо, это не случайно: чтобы найти путь к миру, надо найти путь к себе. Не может быть собеседником тот, кто избегает самого себя. Он в таком случае не умеет размышлять о мире вообще и о своих отношениях с миром в частности, не может трезво оценивать себя и жизненные ситуации.

В ранней юности необычайно многообразны творческие потенции личности. Уединение дает возможность реализовать многие из них: музыкальные, художественные, литературные, отчасти технические. Уединение в ранней юности имеет коренное отличие от уединения взрослых. Взрослые, оставаясь наедине с собой, как бы сбрасывают груз тех ролей, которые они играют в жизни, и, так им по крайней мере кажется, становятся самими собой. Юноши, наоборот, лишь в уединении и могут проигрывать те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представлять себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Они делают это в так называемых играх-грезах и мечтах, в которых и реализуются многие функции уединения и которые «как бы карнавал, переживаемый в одиночку, с острым сознанием этой своей объединенности».

Различие между играми-грезами и мечтами условно можно определить следующим образом.

В мечте юноши и девушки проигрывают роли и ситуации, существующие и возможные в жизни, но недоступные им вообще или в данное время по каким-либо объективным или субъективным причинам. Мечта – это компенсация реально восполнимого дефицита, который не может быть восполнен сейчас, в актуальной для юноши и девушки действительности.

В ранней юности наличие потребности в уединении – норма. Отсутствие этой потребности свидетельствует о том, что личность развивается недостаточно интенсивно для своего возраста. С другой стороны, резкое преобладание потребности в уединении – признак иногда тревожный.

Потребность в уединении можно рассматривать как отражение определенной стадии развития личности а реализацию этой потребности – как одно из условии развития личности в этом возрасте.

Во многих классификациях потребностей выделяется потребность в достижении. Потребность в достижении понимается рядом исследователей как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения.

Потребность в достижении – важная характеристика личности, ибо от нее во многом зависит решение проблем самоопределения и самоутверждения.

Вас у нас еще нет?

найди ответ,задай вопрос

вопрос без ответа

знаешь ответ? подскажи! случайный анекдот

- Как поймать зайца?

- Надо спрятаться за деревом и издавать звук морковки.

http://psylist.net/hrestomati/readerage056.htm

Важнейшие социальные потребности

Потребность в общении имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми.

Чем объясняется высокий уровень развития потребности в общении именно в ранней юности? Можно назвать несколько причин. Наиболее явная – постоянное физическое и умственное развитие школьника и в связи с этим расширение его интересов, рост интереса к миру. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности в интимной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность в их признании.

Проблемы столь важны и столь интимны, что для решения их, для «изживания» юности необходимо найти человека, который понял бы ее проблемы. С возрастом (от 14 лет к 17 годам) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Главным образом, понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого обуревают те же проблемы и те же переживания.

К старшеклассникам в наибольшей степени можно отнести слова Паскаля: «Чем бы ни обладал человек на земле, прекрасным здоровьем и любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей. Он настолько уважает разум человека, что, имея все возможные преимущества, он чувствует себя неудовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах людей. Вот какое место влечет его больше всего на свете, и ничто не может отклонить его от этой цели».

Потребность в обособлении, которая отчетливо проявляется в раннем юношеском возрасте, находит свое конкретное выражение как в общении (в обособлении в составе более или менее широких общностей), так и в уединении. Обособление в общении имеет основное значение. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их. среде, своего Я. Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, очевидно, возможно при наличии потребности в уединении.

Потребность в уединении социальна по своему содержанию и в норме не имеет ничего общего с проявлением индивидуализма.

Уединение выполняет в процессе развития личности старшеклассника разнообразные функции. Остановимся на некоторых из них.

Далее, познать себя можно лишь в общении с окружающими, ко разобраться в себе, осмыслить себя – в уединении. В связи с этим нельзя не вспомнить, что некоторые племена включали в обряд инициации (переход во взрослое состояние) длительное одиночество. В юности доставляет особое удовольствие погрузиться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. Шестнадцатилетний М.Ю. Лермонтов писал М.А. Лопухиной: «Назвать вам всех, у кого я бываю? Я – та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием». Видимо, это не случайно: чтобы найти путь к миру, надо найти путь к себе. Не может быть собеседником тот, кто избегает самого себя. Он в таком случае не умеет размышлять о мире вообще и о своих отношениях с миром в частности, не может трезво оценивать себя и жизненные ситуации.

В ранней юности необычайно многообразны творческие потенции личности. Уединение дает возможность реализовать многие из них: музыкальные, художественные, литературные, отчасти технические. Уединение в ранней юности имеет коренное отличие от уединения взрослых. Взрослые, оставаясь наедине с собой, как бы сбрасывают груз тех ролей, которые они играют в жизни, и, так им по крайней мере кажется, становятся самими собой. Юноши, наоборот, лишь в уединении и могут проигрывать те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представлять себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Они делают это в так называемых играх-грезах и мечтах, в которых и реализуются многие функции уединения и которые «как бы карнавал, переживаемый в одиночку, с острым сознанием этой своей объединенности».

Различие между играми-грезами и мечтами условно можно определить следующим образом.

В мечте юноши и девушки проигрывают роли и ситуации, существующие и возможные в жизни, но недоступные им вообще или в данное время по каким-либо объективным или субъективным причинам. Мечта – это компенсация реально восполнимого дефицита, который не может быть восполнен сейчас, в актуальной для юноши и девушки действительности.

В ранней юности наличие потребности в уединении – норма. Отсутствие этой потребности свидетельствует о том, что личность развивается недостаточно интенсивно для своего возраста. С другой стороны, резкое преобладание потребности в уединении – признак иногда тревожный.

Потребность в уединении можно рассматривать как отражение определенной стадии развития личности а реализацию этой потребности – как одно из условии развития личности в этом возрасте.

Во многих классификациях потребностей выделяется потребность в достижении. Потребность в достижении понимается рядом исследователей как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения.

Потребность в достижении – важная характеристика личности, ибо от нее во многом зависит решение проблем самоопределения и самоутверждения.

Вас у нас еще нет?

найди ответ,задай вопрос

вопрос без ответа

знаешь ответ? подскажи! случайный анекдот

- Товарищ сержант, с нашего танка гусеница слетела!

http://psylist.net/hrestomati/readerage056.htm

ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД (15-18 ЛЕТ)

В юности завершается физическое созревание, идет преодоление диспропорций в развитии. При этом юноши, как и подростки обычно уделяют большое внимание своей внешности.

Когнитивную сферу характеризуют высокая избирательность внимания, расцвет вербальной памяти, преобладание произвольного и осмысленного запоминания, мышление на уровне формальных операций. Новообразованиями этого периода являются способность находить и ставить проблемы, склонность к отвлеченному теоретизированию и интеллектуальному экспериментированию 1 . В этот период отмечается всплеск творческой активности в разных видах деятельности.

Что касается личностного развития, то одной из наиболее ярких черт этого возраста можно назвать «юношеский максимализм», который выражается в склонности к идеальным переживаниям, принципиальном отношении к людям, бескомпромиссности.

В юношеском периоде продолжается активное развитие самосознания, Я-концепции. Важным приобретением этого периода является открытие своего внутреннего мира. Усложняется образ Я, самоописания становятся разнообразнее, глубже, субъективнее. Самооценка становится адекватнее и приобретает автономию от внешних оценок, уровень притязаний стабилизируется. Основные изменения в Я-концепции по сравнению с подростковым периодом связаны с областью будущего Я. Идет расширение временной перспективы в прошлое и будущее, уменьшение значимости близкой перспективы, включение не только личных, но и социальных перспектив, сближение личного и исторического времени. Ускоряется субъективная скорость течения времени, актуальной становится идея необратимости времени. Для юности характерны экзистенциальные переживания, поиск смысла жизни, иногда появляются ощущения, что жизнь проходит, а чего-то самого важного так и не произошло, что-то уже упущено. Э. Эриксон отмечает также такой феномен этого возраста как чувство «остановки времени» и рассматривает его как своеобразный возврат к детству, когда время еще не переживалось и не воспринималось осознанно 1 . Для юности также может быть характерна детская вера в собственное бессмертие. Вместе со склонностью к экспериментированию это может выражаться в тяге к различным авантюрам, проверках судьбы, повышенному интересу к измененным состояниям сознания.

Актуальна тема различия субкультур юности и взрослости, рефлексия «Мы и они». Но несмотря на внешнюю закрытость от взрослых и неприятие их советов, юноши и девушки нуждаются в неформальном и доверительном общении со взрослыми без нарушения границ их личного пространства.

Самоопределение — это относительно самостоятельный этап социализации, связанный с формированием осознания целей и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний и возможностей с требованиями социума.

Дж. Марсиа выделил этапы и статусы идентичности. Первый этап - диффузная идентичность (характерно избегание решений). Далее возможны два пути: предрешенность (выбор под влиянием какого-то авторитета) или мораторий (кризисный этап, поиск ответов на вопросы о себе). Кризисный этап затем сменяется достижением идентичности [1] [2] .

Л. И. Божович говорила не о самоопределении как таковом, а о формировании потребности в самоопределении, которая является важнейшим личностным новообразованием старшего школьного возраста и аффективным центром их жизненной ситуации. Оно включает в себя потребность слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и гем самым определить смысл собственного существования. Самоопределение также связано с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Еще одна важная характеристика самоопределения, по мнению Л. И. Божович, — его двуплановость: самоопределение осуществляется «через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования». К концу юношеского возраста эта двуплановость может ликвидироваться 1 .

И. С. Кон также отмечал, что проблема юношеского самоопределения разбивается на два основных вопроса: Кем быть? — профессиональное самоопределение; Каким быть? — ценностно-смысловое самоопределение, мировоззренческая проблема, выбор образа жизни [4] [5] .

Итак, основное противоречие кризиса — между сложностью и важностью жизненного выбора, который необходимо сделать, и нехваткой жизненного опыта юноши, незавершенностью процессов становления самосознания. Юноши мало знают о своих способностях, возможностях, слабо осознают свои мотивы. Следует отметить, что задача самоопределения как необходимость выбора и определение дальнейшего направления развития появляется в юношестве впервые и завершается частично. Далее проблема самоопределения вновь возникает в каждом из кризисов взрослости.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие эмоциональные особенности характерны для юношеского периода?

2. Проанализируйте развитие самосознания, Я-концепции и особенности восприятия времени в юношеский период.

3. Раскройте понятие самоопределения в юношеском возрасте.

4. Назовите этапы формирования идентичности в юношеском возрасте.

5. В чем состоит основное противоречие юношеского кризиса?

1. Василенко, В. Е. Возрастные кризисы жизненного цикла : учеб, пособие / В. Е. Василенко, В. Р. Манукян. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

2. Волкову Б. С. Психология ранней юности: учеб, пособие для студ. пед. вузов / Б. С. Волков. — М.: Сфера, 2001.

3. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб.; М. ; Харьков : Питер, .

4. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб.: Питер, .

5. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / X. Ремшмидт. — М.: Мир, 2002.

6. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989.

http://studme.org/191370/psihologiya/yunosheskiy_period

Что сделать чтобы бросить курить

Совет 1: Что делать, когда бросаешь курить Что далее...

Ребенок не умеет проигрывать сразу плачет и психует

Ребенок не умеет проигрывать Мужчина должен принимать свое далее...

Не нервничай все будет хорошо

3 признака того, что всё будет хорошо далее...


Значение зрительного контакта в общении (18)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (8)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (8)
Выборы в думу в 1999 (8)
Жестокий человек это тот который (7)
Высказывания о вере в себя (6)

Мне кажется что муж мне изменяет что делать

Признаки того, что мужчина изменяет. Чего не скажешь далее...

Как быстро успокоиться при панической атаке

Как быстро успокоиться при панической атаке? Приступ панической далее...

Чересчур блестящий слог делает незаметным как характеры так и мысли

Афоризмы и цитаты про красноречие Красноречие – искусство далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑