Взаимосвязь искусства и массовой коммуникации в современную эпоху

Массовая культура

  • Культурология как наука
  • Подходы и методы культурологии
  • Структура культурологии

Массовая культура

Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры относят:

Элитарная, популярная, массовая культура

Широта распространения и охвата аудитории лежит в основе деления культуры на элитарную и массовую.

Круг потребителей элитарной культуры — высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, искусствоведы, художники, музыканты, завсегдатаи театров, музеев и т.п. Иными словами, она функционирует в среде интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Поэтому уровень элитарной культуры опережает уровень восприятия среднеобра- зованного человека. Как правило, она выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве, а ее восприятие требует специальной подготовки, характеризуется эстетической свободой, коммерческой независимостью творчества, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира.

Популярная культура — оппозиция элитарной культуре — область культуры, приемлемая и понятная большинству населения в любую историческую эпоху. Ее унифицированности и тривиальности элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т.д. Но главное отличие элитарной культуры от популярной состоит в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: только она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.

Популярная культура обладает такими отличительными чертами, как:

Массовая культура — это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции — массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.

Появление массовой культуры означало не просто появление еше одного типа культуры наряду с уже сложившимися — изменился способ функционирования всей культуры. Вследствие того что постепенно уходили старые формы социальности, патриархальные связи между людьми, жившими в маленьких мирках (небольших поселках и деревнях) с привычными ориентациями и традиционными ценностями, началась активная миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет, появились крупные города, жизнь значительной части населения существенно изменилась, главное — увеличилось время для отдыха за счет как сокращения рабочего времени, так и развития техники, освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве. В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу.

  • серийный характер предметов се потребления;
  • примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;
  • развлекательность, забавность, сентиментальность;
  • натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры;
  • культ сильной личности, культ жизненного успеха.

Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пиша, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.

  • ориентированность на гомогенную аудиторию: о опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: О эскапизм — бегство от действительности;
  • быстродоступность и быстрозабываемость;традиционность и консерватизм;
  • оперирование средней языковой семиотической нормой;
  • занимательность.

В этих утверждениях есть определенная доля истины. Но стоит помнить и о том хорошем, что несет с собой массовая культура. Во-первых, благодаря ей достигнута всеобщая грамотность населения, культурные ценности стали доступны большому числу людей. Конечно, при этом создается довольно много низкопробной продукции, но тиражируются и бесспорные шедевры, которые могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений. Во-вторых, массовая культура играет значительную роль в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. Тогда тоже были и средняя, и низовая культуры, которые до нас не дошли, а шедевры — это единичное явление в любую эпоху, причем их выделение — всегда дело времени; и в современной культуре большая часть произведений отсеется, а настоящее искусство останется.

В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры.

Мид-культура - массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

В последнее время массовая культура все более ориентируется на мид-культуру — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к эти- зации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

Среди основных направлений массовой культуры нашего времени выделяют:

Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.

Молодежная культура. Субкультура и конткультура Массовая культура и современное развитие массовой коммуникации Духовная и материальная культура общества

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html

Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием

Массовая коммуникация - это процесс распространения информации (знания, духовных ценностей, моральных и правовых норм) с помощью средств печати, радио, кино, телевидения, Интернета на большие разрозненные аудитории. При этом массовая коммуникация это социально-ориентированный опосредованный вид общения, главной функцией которого становится не просто информирование, а, прежде всего, соединение рассредоточенных в обществе индивидов. Таким образом, массовая коммуникация выступает как средство, с помощью которого человек ощущает себя членом широкой общности, т. е. социума, и активно включается в его жизнь.

Роль массовой коммуникации в общественной жизни лучше всего проявляется через анализ её функций:

функции информирования, увеличивающей объём и изменяющей состав знаний у аудитории;

функции воспитания, формирующей или изменяющей интенсивность и направленность установок, целей, средств их достижения;

функции организации поведения, прекращающей, преобразующей или инсценирующей какие-либо действия;

функции развлечения, создающей ситуации для выхода чувств и формирующей комплекс психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому подобных характеристик с помощью эффектов отвлечения и (или) переключения внимания;

функции общения, поддерживающей, усиливающей или ослабляющей связи между представителями аудитории.

Поставив понятие СМИ в ряд аналогичных по признаку словосочетаний ( Массовые издания , массовые зрелища , массовые песни , места массового отдыха , оружие массового поражения , товары массового спроса , массовое производство и массовое потребление ) достаточно легко увидеть связь СМИ с массовой культурой и, соответственно основными функциями и признаками последней. В определенном смысле можно сказать, что и само существование массовой культуры возможно прежде всего благодаря СМИ: ведь абсолютное большинство представителей современного общества ориентируются сегодня на те образы, идеалы и нормы, которые создаются и задаются средствами массовой (в смысле общедоступной ) информации.

Одним из первых (еще в пятидесятые годы прошлого века) к проблемам СМК обратился канадский ученый Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) – философ, литературовед, социолог, культуролог.

В своих монографиях ученый утверждал, что западная цивилизация достигла водораздела в ХХ веке, имеющего не меньшее значение, чем эпоха Ренессанса. Качественные сдвиги в истории человечества, согласно Маклюэну, связаны с появлением новых технических средств коммуникации.

Третий, современный этап развития цивилизации, по мнению Маклюэна, связан с изобретением электричества и распространением его использования в СМК. Электронные средства коммуникации (телеграф, телефон, телевидение, компьютер), считает ученый, становятся продолжением нервной системы человека и преобразуют все стороны его психической и общественной жизни. Электронные связи мгновенно охватывают и соединяют людей во всем мире, устраняют границу между днем и ночью, между странами, континентами и даже поколениями. Электронные связи превращают человеческое сообщество в одну «глобальную деревню» (здесь нет тайн и секретов, здесь нет времени ожидать, здесь все явно и напоказ, все доступно и ничто не является уникальным), здесь уже нельзя будет игнорировать мнение меньшинства (слишком много людей знают многое друг о друге).

Если следовать логике Маклюэна, то с помощью электронных СМИ общество возвращается в первобытное состояние, к коллективному восприятию мира, к унификации точек зрения, хотя правильнее здесь уже говорить не о коллективном, а о массовом восприятии.

Исторически киноискусство подразделяется на 4 основных вида:

художественный (игровой) кинематограф, воплощающий средствами исполнительского творчества замысел кинодраматического произведения (или адаптированного произведения поэзии, прозы);

документальный, являющийся особым видом образной публицистики;

мультипликация или анимация, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи;

научно-популярный, использующий средства всех трех жанров для пропаганды знаний.

В целом, киноискусство многогранно по жанрам, но для современного кино характерна тенденция к их взаимопроникновению, реализующаяся в основном посредством новаторских устремлений и приемов.

Произведение киноискусства, как некая це­лостность, оказывается тесно связанным с широким социокультурным контекстом, который его порождает. Восприятие фильма вызывает целый ряд ассоциаций, на первый взгляд, не вытекающих из его визуального ряда. По всей видимости, та­кая связь текста фильма с действительностью объясняется спе­цификой языка, которым оперирует кинематограф. Киноречь - это «оттиски» видимой и слышимой жизни. Зритель, захвачен­ный экранными образами, переживает судьбу героя, как свою собственную. Он как бы входит в мир фильма. Человек перестает быть простым наблюдателем событий, происходящих на экране, становясь их активным участником. Более того, сюжетные перипетии фильма рождают у зрителя ассоциации, связывающие художественную ткань картины с той действительностью, которая его окружает.

Слова Маклюэна о том, что «вначале мы формируем технологии, а потом они формируют нас» сегодня как никогда актуальны: сегодня на авансцену истории и общества вышли поколения «с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира…».

Впрочем, говоря о современных СМК, Маклюэн совсем не склонен видеть мир в «черном свете», оценивая их роль исключительно негативно. У всякого процесса есть и свои положительные стороны. Так, общаясь друг с другом через СМК, человечество воссоздает единство мышления, формирует всеобщее «космическое сознание», расширяет пространство и горизонты знания.

Вывод, к которому трудно не прийти, анализируя позицию Маклюэна, весьма печален – уровень наших СМК точно, как в зеркале отражает проблемы и недостатки современной культуры, сегодняшний день среднего «массового» человека. А это значит, что, увидев свое отражение, человек должен попытаться стать совершеннее, нравственнее и ставить для себя не низменные и примитивные, а высокодуховные, собственно человеческие цели и идеалы.

Страшный и показательный пример подготовки массового сознания приводит в своих исследования известный социолог и философ Э.Фромм. Он пишет о волне насилия в обществе, особенно подчеркивая рост детской преступности. Э.Фромм видит истоки данной проблемы в определенной подготовке сознания (манипуляции), проделанной в частности телевидением и компьютерными играми. Изначально телевидение (а вслед за ним и компьютер), пишет Фромм, создали общество спектакля, устранив «рампу», отделяющую настоящую жизнь от театральной. Таким образом, современный человек начал «путать» реальность и виртуальный мир, пересекать собственную жизнь с тем, что наблюдает на экране телевизора или компьютера. Показ насилия  (по Фромму этот показ спровоцирован страшной скукой, овладевшей миллионами индивидов) в итоге привел к переносу «виртуального» насилия на реальную жизнь; а итогом стал рост преступности, увеличение по экспоненте количества сообщений об убийствах, погромах, совершенных детьми и подростками, воспринявшими реальную жизнь как игру в мире виртуальном.

фабрикация фактов или прямая ложь (впрочем, при наличии огромного числа изданий и интернета она все сложнее проходит в обществе). Для передачи заведомо ложных сведений и внушения их читателям (зрителям) сегодняшние СМИ пользуются приемами «подстраховки» ложных сведений правдивыми, или чисто психологическим приемом перехода от тенденциозных новостей к нереальной рекламе, что подчеркивает правдивость и реальность изложенных новостей;

«селекция» (тщательный отбор «нужных» событий для сообщений);

«подтасовка» или «переворачивание наизнанку» (прием чаще всего используют печатные СМИ, используя слова и выражения «с купюрами», вне контекста, добиваясь нужного им эффекта и ничуть не заботясь о правдивости);

«стандартизация явления» (повторение и «заговаривание» информации, психологически обеспечивающее падение интереса к данной проблематике (фактам), ее необъективному восприятию);

осложнение поиска смысла информации никчемной информацией или выдуманной сенсационностью;

Таким образом, средства массовой информации и коммуникации в современном обществе далеко выходят за функциональные рамки собственно информирования и связи населения. СМК сегодня приобретают надобщественный характер, организуя жизнь индивидов и манипулируя их сознанием. Являясь неотъемлемой частью массовой культуры, СМК в полной мере выполняют все функции массовой культуры, используя ее средства и возможности. Динамика существования СМК, их развитие проявляют как отрицательные (массовизация и манипуляция сознанием), так и положительные моменты влияния на общество. Позитив заключается в том, что возможности компьютерных технологий позволяют сблизить людей, рождают в них чувство коллективизма, «ответственности за все» и, в перспективе, надеемся, формируют общечеловеческое космической сознание. Конечно, благоприятные прогнозы отнюдь не закономерность развития СМК, только от человека современного мира зависит дальнейшее существование, только мы можем остановить поток бессмыслицы, угроз, насилия, лжи и сформировать истинно современные средства массовой коммуникации, связывающие людей в единое сообщество уникальных личностей.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/1472212/page:3/

Какова роль средств массовой коммуникации в современной культуре?

Мир стоит сегодня на пороге перестройки мас­сово-информационных процессов. В настоящее время быстрыми темпами увеличивается объем информации, накапливаемой человечеством. Под­считано, например, что количество сведений со­временного десятиклассника больше всей «Энцик­лопедии» Дидро и Даламбера, выпущенной фран­цузскими просветителями в XVIII в. Вот почему вопрос о распространении и восприятии культу­ры посредством средств массовых коммуникаций приобретает сейчас особую актуальность. Теория массовой коммуникации, превратившаяся в пос­ледние десятилетия в самостоятельную дисципли­ну, ставит следующие основные вопросы: отразят­ся ли процессы распространения новой техники коммуникаций на содержании современной куль­туры, на ее внутреннем состоянии? Каково, в свя­зи с этим, реальное соотношение между культу­рой и массовым распространением ее продукции?

Различные истолкования этой проблемы совре­менными культурфилософами требуют критичес­кого анализа. В соответствии с этим можно выде­лить несколько точек зрения по этому вопросу:

1. Некоторые авторы, например американский культуролог Л. Лоуэнталь, полагают, что кон­кретный способ общения людей, то или иное средство распространения художественных ценностей не затрагивают глубинных законо­мерностей самой культуры.

3. «Массовая коммуникация, — пишет американ­ский социолог В. Шрамм, — это техническая форма коммуникации, позволяющая почти од­новременно производить быструю передачу ин­формации обществу для больших, гетероген­ных и безличных аудиторий».

5. Еще одно определение принадлежит амери­канскому культурологу 0'Хара: «термин «мас­совая коммуникация» имеет в виду процесс передачи идентичных сообщений большому числу людей, находящихся в различных сфе­рах жизни и физически разобщенных. Понятие «средства массовой коммуникации» отно­сится к инструментам, с помощью которых этот процесс становится возможным».

Конечно, никто не оспаривает тот факт, что новые средства культурной коммуникации освобо­дили человека от бремени изнурительного физичес­кого труда, предоставив ему возможность открывать новые источники ощущении, познавать радос­ти бытия, заниматься самосовершенствованием. Остается фактом, что моральное согласие и госу­дарственный порядок, соблюдаемые большей час­тью взрослого населения, были достигнуты только в массовом обществе. Для этого общества харак­терны индивидуализм, готовность к приобретению опыта, расцвет чувств и чувствительности, уваже­ние к деятельности другой личности. Оно развило в индивиде способность познавать явления, пони­мать их значение и давать моральные оценки. Во многих сферах жизни люди стали гораздо свобод­нее в выборе, и этот выбор уже не обязательно под­сказан традициями, авторитетом. Все это не озна­чает, однако, что индивидуальность в том виде, какой она приобрела в массовом обществе, суще­ствует повсюду. Директор центра по культуре и технологии при университете в Торонто профессор Маршалл Маклюэн в интервью мексиканскому журналу «Сьемпере» заявил: «Личность, частное в мире исчезают. У человека массы его нет. Чело­век массы находится в огромном всемирном теат­ре, словно на международной встрече по бейсболу. А когда вы смотрите партию по бейсболу, вы — никто. Поэтому человек массы находится одновре­менно повсюду, но он человекообразный никто».

http://studopedia.ru/8_17829_kakova-rol-sredstv-massovoy-kommunikatsii-v-sovremennoy-kulture.html

Как разговаривать правильно с подчиненными

9 способов завести разговор на работе с кем далее...

Как в клубе подойти к девушке

Как подойти к девушке в клубе? - Чо так далее...

Когда появляются у ребенка потребность в общении в

РАСТИ ВМЕСТЕ RastiVmeste.ru — РАСТИ ВМЕСТЕ с нашими детьми. далее...


Значение зрительного контакта в общении (54)
Сколько кружков может посещать ребенок в 7 лет (17)
Жестокий человек это тот который (16)
Специфика развития ребенка заключается в том что оно (15)
Стихи поддержка в трудную минуту подруге (14)
Выборы в думу в 1999 (14)

Чувство защищенности у женщин психология

Чувство защищенности, которого нам не хватает… Свобода далее...

Я симпатичный но не нравлюсь девушкам

Почему я не нравлюсь девушкам В статье далее...

В здоровом теле здоровый дух сайт

В здоровом теле здоровый дух сайт 431350, Республика далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑