Критерии которые положил в основу своей периодизации э эриксон

Возрастная периодизация в трудах Эрика Эриксона

Предмет конфликта развития

Младенчество (от рождения до 1 года).

Могу ли я доверять миру?

Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы.Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность.

Доверие к людям. Привязанность и признание родителей.Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие.

Могу ли я управлять собственным поведением?

Разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих.Гиперопека (делают все за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в состоянии) и доверия.

Самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе.Сомнения в своих способностях, приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие.

Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет).

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка).Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания.

Инициатива, любознательность, включение в полоролевое поведение.Вина, страх порицания, пассивность.

Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки.

Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов.Чувство неполноценности, избегание сложных задач.

Половое созревание: подростковый возраст

(от 14 до 18-20 лет)

Отрочество и юность

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания.

Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям.Непризнание, смешение ролей, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей.Одиночество (излишняя поглощенность собой), остракизм.

Близость (интимность), контакты с людьми, интимность, забота, милосердие, -рождение и воспитание детей.Изоляция, избегание людей, трудности характера.

Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).

Что я могу предложить будущим поколениям?

Целеустремленность, продуктивность деятельности.Обеднение личной жизни, регрессия.

Творчество (продуктивность), обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детейЗастой (инертность). Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

Поздняя взрослость(свыше 60 лет).

Доволен ли я прожитой жизнью?

Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти.

Мудрость, принятие прожитой жизнитакой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна.Отчаяние. Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.

В это время ребенок как бы вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует глаза мира , следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются внутренние глаза мира — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх потерять лицо , постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов слить ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое Я .

Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке, любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего.

Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, и появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время созревают плоды семи предшествовавших стадий . Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: Я доволен . Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/5373644/page:4/

Возрастная периодизация в трудах Эрика Эриксона

Предмет конфликта развития

Младенчество (от рождения до 1 года).

Могу ли я доверять миру?

Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы.Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность.

Доверие к людям. Привязанность и признание родителей.Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие.

Могу ли я управлять собственным поведением?

Разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих.Гиперопека (делают все за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в состоянии) и доверия.

Самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе.Сомнения в своих способностях, приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие.

Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет).

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка).Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания.

Инициатива, любознательность, включение в полоролевое поведение.Вина, страх порицания, пассивность.

Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки.

Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов.Чувство неполноценности, избегание сложных задач.

Половое созревание: подростковый возраст

(от 14 до 18-20 лет)

Отрочество и юность

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания.

Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям.Непризнание, смешение ролей, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей.Одиночество (излишняя поглощенность собой), остракизм.

Близость (интимность), контакты с людьми, интимность, забота, милосердие, -рождение и воспитание детей.Изоляция, избегание людей, трудности характера.

Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).

Что я могу предложить будущим поколениям?

Целеустремленность, продуктивность деятельности.Обеднение личной жизни, регрессия.

Творчество (продуктивность), обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детейЗастой (инертность). Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

Поздняя взрослость(свыше 60 лет).

Доволен ли я прожитой жизнью?

Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти.

Мудрость, принятие прожитой жизнитакой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна.Отчаяние. Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.

В это время ребенок как бы вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует глаза мира , следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются внутренние глаза мира — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх потерять лицо , постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов слить ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое Я .

Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке, любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего.

Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, и появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время созревают плоды семи предшествовавших стадий . Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: Я доволен . Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/5373644/page:4/

Возрастные этапы развития личности (по Э. Эриксону).

Американский психолог Э. Эриксон (1902-1994) известен как представитель направления эго - психологии.

Он выделил 8 психосоциальных стадий развития личности:

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу отделения от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

3. Возраст игры: инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл возрастом игры , от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится Я — то, что я буду .

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Термин трудолюбие , вкус к работе отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: Я — то, чему я научился .

5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни . Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12-13 лет до примерно 19-20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство.

Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону негативной идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает ролевое смешение , расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

6. Молодость: достижение близости / изоляция.

Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность/изоляция , — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: Я доволен . Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство мудрости прожитых лет . Но в то же время он отмечает: Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти

http://studopedia.ru/14_8656_vozrastnie-etapi-razvitiya-lichnosti-po-eeriksonu.html

Возрастная периодизация в трудах Эрика Эриксона

Предмет конфликта развития

Младенчество (от рождения до 1 года).

Могу ли я доверять миру?

Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы.Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность.

Доверие к людям. Привязанность и признание родителей.Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие.

Могу ли я управлять собственным поведением?

Разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих.Гиперопека (делают все за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в состоянии) и доверия.

Самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе.Сомнения в своих способностях, приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие.

Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет).

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка).Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания.

Инициатива, любознательность, включение в полоролевое поведение.Вина, страх порицания, пассивность.

Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки.

Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов.Чувство неполноценности, избегание сложных задач.

Половое созревание: подростковый возраст

(от 14 до 18-20 лет)

Отрочество и юность

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания.

Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям.Непризнание, смешение ролей, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей.Одиночество (излишняя поглощенность собой), остракизм.

Близость (интимность), контакты с людьми, интимность, забота, милосердие, -рождение и воспитание детей.Изоляция, избегание людей, трудности характера.

Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).

Что я могу предложить будущим поколениям?

Целеустремленность, продуктивность деятельности.Обеднение личной жизни, регрессия.

Творчество (продуктивность), обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детейЗастой (инертность). Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

Поздняя взрослость(свыше 60 лет).

Доволен ли я прожитой жизнью?

Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти.

Мудрость, принятие прожитой жизнитакой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна.Отчаяние. Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.

В это время ребенок как бы вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует глаза мира , следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются внутренние глаза мира — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх потерять лицо , постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов слить ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое Я .

Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке, любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего.

Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, и появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время созревают плоды семи предшествовавших стадий . Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: Я доволен . Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/5373644/page:4/

Методики и периодизации психология / ПЕРИОДИЗАЦИЯ по Эриксонуc

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ

Эрик Эриксон — последователь 3.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских резервациях Э.Эриксон наблюдал два племени — Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного и отважного охотника в бескрайних прериях - и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.

До 17—20 лет происходит медленное, постепенное становление главного ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается потерянным .

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это поворотные пункты , моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Область социальных отношений

Полярные качества личности

Результат прогрессивного развития

1. Младенчество (0—1)

Мать или замещающее ее лицо

Доверие к миру — недоверие к миру

Энергия и жизненная радость

2. Раннее детство (1-3)

Самостоятельность — стыд, сомнения

Родители, братья и сестры

Инициатива — пассивность, вина

4. Школьный возраст (6-12)

Овладение знаниями и умениями

5. Отрочество и юность (12-20)

Идентичность личности — непризнание

Самоопределение, преданность и верность

6. Ранняя зрелость (20—25)

7. Средний возраст (25-65)

Профессия, родной дом

Творчество и заботы

8. Поздняя зрелость (после 65)

Целостность личности — отчаяние

В это время ребенок как бы вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует глаза мира , следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются внутренние глаза мира — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх потерять лицо , постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только Б сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов слить ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое Я .

Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э.Зриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э.Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего.

Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, иоявляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время созревают плоды семи предшествовавших стадий . Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: Я доволен . Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/3005565/

Возрастная периодизация Эриксона

Возрастная периодизация Эриксона – это теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я-индивида .

Эриксон предлагает периодизацию в виде таблицы. Что это за таблица?

  • Обозначение периода;
  • Обозначение той социальной группы, которая выдвигает задачи развития, и в которой человек совершенствуется (или еще можно увидеть вариант формулировки радиус значимых отношений );
  • Задача развития или тот психосоциальный кризис, в котором человек стоит перед выбором;
  • В результате прохождения этого кризиса, он обретает или сильные качества личности или, соответственно, слабые.

Заметьте, как психотерапевт, Эриксон никогда не может быть оценочным. Он никогда не говорит про человеческие качества в формате хорошие и плохие.

Черты, приобретаемые вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями ( virtues ).

Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.

Младенчество

От рождения до года – первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия.

Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний.

Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства – это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

Раннее детство

В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

Возраст игры, дошкольный возраст

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события.

На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины.

Дети, охваченные чувством вины – пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст

В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и силы желания , инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни.

Наиболее важные умения, которые он должен приобрести – это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

Пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека:

Юность – это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности.

Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни . Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, – это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Молодость

Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Интимность (достижение близости) – как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов.

Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях – все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

Опасность данной стадии – избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости.

Избегание опыта близости из боязни потерять независимость приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема – выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

Зрелая взрослость приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя.

Я проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота.

Трудности в производительности могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.

Это явление, как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Восьмая стадия, старость, начинающаяся после 60-65 лет – это конфликт цельности и безнадёжности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь ещё раз.

Интеллект передается от мамы

Как довести себя до стресса: антируководство мамы

Советуем почитать

и получайте все обновления с сайта мгновенно на почту

Возможно вам будет интересно
  • - Описание и стория
  • - Критика
  • - Первоисточники
  • - Влияние на другие работы

© -2018 «МАМСИЛА». ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ

Политика в отношении обработки персональных данных

Интернет-журнал «МАМСИЛА» зарегистрирован в Роскомнадзоре 27.01. г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 68475.

http://mamsila.ru/wiki/vozrastnaya-periodizaciya-eriksona

Как подростку преодолеть неуверенность в себе

Подросток и неуверенность в себе Как можно помочь далее...

Социология изучает взаимодействие как интерактивную сторону общения

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ИНТЕРАКЦИЯ) Природа и структура взаимодействия Интерактивная далее...

Как правильно отвечать на вопросы на собеседовании

Как правильно отвечать на вопросы на собеседовании далее...


Тест на стили ведения переговоров (570)
Валерий викторович петухов причина смерти (566)
Психологический эффект когда присутствие других облегчает действия индивида получил название (253)
Критерии которые положил в основу своей периодизации э эриксон (221)
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками (207)
Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками (196)

Поведение совершаемое по первому побуждению импульсу называется

Коррекции поведения дошкольников При импульсивном поведении ребенком далее...

От какого наркотика хочется спать

Признаки употребления Признаки наркотического опьянения далее...

С мужем ругаемся из за его сестры

Сорры с мужем из-за его родственников. Автор: Гость далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑