Изучение произвольной и непроизвольной памяти

Задание1 Методика изучения непроизвольной и произвольной памяти

Материал для проведения эксперимента:

  1. 20 цветных картинок размером 6,5х10 см.
  2. 1 набор: (см. приложение для преподавателя)
  3. 2 набор: (см. приложение для преподавателя)

Проводятся две серии эксперимента, индивидуально с каждым ребенком. В каждой серии исследуется новый набор картинок из 10 штук, участвуют одни и те же дети.

1 Серия: Изучение зрительной непроизвольной памяти.

Интерпретация теста: Хорошей непроизвольной памятью считается, если ребенок назвал 7-8 картинок, 5-6 – это средний уровень, а 4 и меньше – низкий уровень развития непроизвольной памяти.

2 Серия: Изучение зрительной произвольной памяти.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов:

  • 1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов) – высокий уровень
  • 2-й уровень – 8-7 – хороший уровень
  • 3-й уровень – 6-5 – средний уровень
  • 4-й уровень – 4-3 – уровень ниже среднего
  • 5-й уровень – 2 и менее – низкий уровень развития произвольной памяти.

Оформление задания в тетради практических работ:

- указывается диагностируемый студент (Фамилия, Имя, группа)

1) заполненный диагностируемым Бланк 1 серии исследования вклеивается в тетрадь,

- записываются результаты теста (количество правильно названных картинок),

- дается интерпретация результатов теста : Уровень развития непроизвольной зрительной памяти _____________________________________________

Хороший, средний, низкий

2) заполненный диагностируемым Бланк 2 серии исследования вклеивается в тетрадь,

- записываются результаты теста (количество правильно названных картинок),

- дается интерпретация результатов теста : Уровень развития произвольной зрительной памяти ______________________________________________________________

Высокий, хороший, средний, ниже среднего, низкий

3) сравните уровень развития непроизвольной и произвольной памяти диагностируемого.

Задание №2 Методика «Объем кратковременной слуховой памяти»

Назначение. Определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

Оборудование. Набор из 10 слов (см. приложение для преподавателя)

Инструкция. Я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно окна).

Уровни оценки результатов:

§ 1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов) – высокий объем кратковременной памяти

§ 2-й уровень – 8-7 – хороший объем

§ 3-й уровень – 6-5 – средний объем

§ 4-й уровень – 4-3 – объем ниже среднего

§ 5-й уровень – 2 и менее – низкий объем кратковременной памяти.

Оформление задания в тетради практических работ:

- указывается диагностируемый студент (Фамилия, Имя, группа)

- запись запомненных диагностируемым слов вклеивается в тетрадь,

- записываются результаты теста (количество правильно заполненных слов, уровень),

- дается интерпретация результатов теста : Объем кратковременной слуховой памяти студента ______________________________________________________________

Высокий, хороший, средний, ниже среднего, низкий

Задание №3 Методика «Объем кратковременной и долговременной памяти»

Цель работы.Определение объема кратковременной и долговременной памяти.

Контрольные задачи. Определить объем кратковременной и долговременной памяти у каждого студента учебной группы путем определения числа запомнившихся слов после каждого из пяти зачитываний исследователем 20 текстовых слов.

Оценка кратковременной памяти. Если к 5-му зачитыванию испытуемый запомнил 20 слов – удовлетворительно, если к 3-му – хорошо. Если число слов нарастает и к третьему зачитыванию устанавливается максимум, то это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если испытуемый воспроизводит мало слов и после 2 – 4 повторений количество их уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости. Вплетение лишних слов расценивается как один из признаков ослабления психической деятельности.

Проверка долговременной памяти.Примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов удовлетворительно.

Оформление задания в тетради практических работ:

- указывается диагностируемый студент (Фамилия, Имя)

- запись запомненных диагностируемым слов вклеивается в тетрадь,

1) записываются результаты теста (количество правильно запомненных слов после каждого повторения),

2) для оценки памяти рекомендуется построить график. На оси ординат откладывается число запомнившихся слов, по оси абсцисс – число повторений.

3) дается интерпретация результатов теста : Объем кратковременной слуховой памяти студента ______________________________________________________________

4) вклеивается запись слов, воспроизведенных через 0,5 часа

5) записываются результаты теста

7) дается интерпретация результатов теста : Объем долговременной слуховой памяти ________________________________

8) Общий вывод по тесту: У диагностируемого студента более развита _________________

Память, необходимо уделять внимание развитию ____________________ памяти.

Задание №1 (материал для преподавателя)

1 набор (10 сл): ________________________________________________________________

2 набор (10 сл): ________________________________________________________________

Задание №2 (материал для преподавателя)

Задание №3 (материал для преподавателя)

Экспериментальный материал к методике 1.

20 предлагаемых слов и их порядковые номера.

Закройте текст, на листике напишите слова с их порядковыми номерами.

http://sdamzavas.net/2-49854.html

Задание1 Методика изучения непроизвольной и произвольной памяти

Материал для проведения эксперимента:

  1. 20 цветных картинок размером 6,5х10 см.
  2. 1 набор: (см. приложение для преподавателя)
  3. 2 набор: (см. приложение для преподавателя)

Проводятся две серии эксперимента, индивидуально с каждым ребенком. В каждой серии исследуется новый набор картинок из 10 штук, участвуют одни и те же дети.

1 Серия: Изучение зрительной непроизвольной памяти.

Интерпретация теста: Хорошей непроизвольной памятью считается, если ребенок назвал 7-8 картинок, 5-6 – это средний уровень, а 4 и меньше – низкий уровень развития непроизвольной памяти.

2 Серия: Изучение зрительной произвольной памяти.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов:

  • 1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов) – высокий уровень
  • 2-й уровень – 8-7 – хороший уровень
  • 3-й уровень – 6-5 – средний уровень
  • 4-й уровень – 4-3 – уровень ниже среднего
  • 5-й уровень – 2 и менее – низкий уровень развития произвольной памяти.

Оформление задания в тетради практических работ:

- указывается диагностируемый студент (Фамилия, Имя, группа)

1) заполненный диагностируемым Бланк 1 серии исследования вклеивается в тетрадь,

- записываются результаты теста (количество правильно названных картинок),

- дается интерпретация результатов теста : Уровень развития непроизвольной зрительной памяти _____________________________________________

Хороший, средний, низкий

2) заполненный диагностируемым Бланк 2 серии исследования вклеивается в тетрадь,

- записываются результаты теста (количество правильно названных картинок),

- дается интерпретация результатов теста : Уровень развития произвольной зрительной памяти ______________________________________________________________

Высокий, хороший, средний, ниже среднего, низкий

3) сравните уровень развития непроизвольной и произвольной памяти диагностируемого.

Задание №2 Методика «Объем кратковременной слуховой памяти»

Назначение. Определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

Оборудование. Набор из 10 слов (см. приложение для преподавателя)

Инструкция. Я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно окна).

Уровни оценки результатов:

§ 1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов) – высокий объем кратковременной памяти

§ 2-й уровень – 8-7 – хороший объем

§ 3-й уровень – 6-5 – средний объем

§ 4-й уровень – 4-3 – объем ниже среднего

§ 5-й уровень – 2 и менее – низкий объем кратковременной памяти.

Оформление задания в тетради практических работ:

- указывается диагностируемый студент (Фамилия, Имя, группа)

- запись запомненных диагностируемым слов вклеивается в тетрадь,

- записываются результаты теста (количество правильно заполненных слов, уровень),

- дается интерпретация результатов теста : Объем кратковременной слуховой памяти студента ______________________________________________________________

Высокий, хороший, средний, ниже среднего, низкий

Задание №3 Методика «Объем кратковременной и долговременной памяти»

Цель работы.Определение объема кратковременной и долговременной памяти.

Контрольные задачи. Определить объем кратковременной и долговременной памяти у каждого студента учебной группы путем определения числа запомнившихся слов после каждого из пяти зачитываний исследователем 20 текстовых слов.

Оценка кратковременной памяти. Если к 5-му зачитыванию испытуемый запомнил 20 слов – удовлетворительно, если к 3-му – хорошо. Если число слов нарастает и к третьему зачитыванию устанавливается максимум, то это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если испытуемый воспроизводит мало слов и после 2 – 4 повторений количество их уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости. Вплетение лишних слов расценивается как один из признаков ослабления психической деятельности.

Проверка долговременной памяти.Примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов удовлетворительно.

Оформление задания в тетради практических работ:

- указывается диагностируемый студент (Фамилия, Имя)

- запись запомненных диагностируемым слов вклеивается в тетрадь,

1) записываются результаты теста (количество правильно запомненных слов после каждого повторения),

2) для оценки памяти рекомендуется построить график. На оси ординат откладывается число запомнившихся слов, по оси абсцисс – число повторений.

3) дается интерпретация результатов теста : Объем кратковременной слуховой памяти студента ______________________________________________________________

4) вклеивается запись слов, воспроизведенных через 0,5 часа

5) записываются результаты теста

7) дается интерпретация результатов теста : Объем долговременной слуховой памяти ________________________________

8) Общий вывод по тесту: У диагностируемого студента более развита _________________

Память, необходимо уделять внимание развитию ____________________ памяти.

Задание №1 (материал для преподавателя)

1 набор (10 сл): ________________________________________________________________

2 набор (10 сл): ________________________________________________________________

Задание №2 (материал для преподавателя)

Задание №3 (материал для преподавателя)

Экспериментальный материал к методике 1.

20 предлагаемых слов и их порядковые номера.

Закройте текст, на листике напишите слова с их порядковыми номерами.

http://sdamzavas.net/2-49854.html

Исследования произвольной и непроизвольной памяти в отечественной психологии. Роль ассоциаций в организации памяти

То есть в первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Любое произвольное запоминание предполагает использование средств для запоминания.

Таким образом, память человека развивается по линии совершенствования использования средств запоминания. А тренированная память – это память человека, владеющего средствами, способами запоминания.

Так, в работе Е.А. Невоенной на основе повторения экспериментов З.М. Истоминой было показано, что развитие памяти обусловлено не только деятельностью, которую выполняет ребенок, и ее особенностями, но также исторической и социальной ситуациями; в ходе исторического развития происходит повышение эффективности памяти.

Но все эти исследования-повторения касались исторического развития произвольной памяти. Однако непроизвольная память также не может не развиваться в ходе исторических и социокультурных изменений общества. В психологии систематическое изучение непроизвольного запоминания первым начал П.И. Зинченко. Выполненные в рамках теории деятельности его исследования продемонстрировали и объяснили целый ряд закономерностей памяти: зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от места материала в структуре деятельности, от степени интеллектуальной активности субъекта, его мотивации и интереса и др.

Непроизвольное запоминание и квазипотребность

Непроизвольное запоминание и деятельность

Забывание впечатлений и намерений

Как пишет З. Фрейд , содержания памяти двух человек, проделавших вместе путешествие, которые обмениваются после воспоминаниями, существенно различаются. Условия для каждого из путешественников равны, однако сами путешественники – разные люди, следовательно, некоторые закономерности непроизвольной памяти могут быть обнаружены при изучении связи её с личностью человека и его мотивацией. Ещё одни случай, когда проявляются закономерности непроизвольной памяти – забывание впечатлений и намерений. Касательно забывания намерений Фрейд писал, что «… при забывании намерений происходит известный выбор наличных впечатлений, и отдельных элементов каждого впечатления или переживания»[2]. По мнению Фрейда, этот выбор определяется наличием определённой мотивации, в частности в основе случаев, им описанных, лежит мотив неохоты. Неохота что-либо делать вызывает забывание намерения. Неохота появляется из-за нежелания испытывать неприятные ощущения. Это относится не только к забыванию намерений. Фрейд пишет относительно забывания впечатлений и знаний: «…многое забывается по причинам, лежащим в нём самом, там, где это невозможно, тенденция отпора передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что собственно и вызвало отпор».

Ассоциации играют важную роль в процессе запоминания и воспроизведения. Вообще, запомнить что-либо ')то, по существу, значит связать запоминаемое с чем-то, включить то, что подлежит запоминанию, в контекст уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Чтобы ассоциация закрепилась. необходимо совпадение во времени действия двух психических процессов, они должны переживаться одновременно и вместе с тем иметь определенное значение для человека. Именно в силу этого в дальнейшем возникновение одного из этих процессов как бы тянет за собой другой, в прошлом в чем-то совпадавший с ним процесс (мы говорим «по ассоциации»).

Ассоциациями по смежности, сходству и контрасту не исчерпывается изучение механизмов мнемической активности. Важную роль играют смысловые связи.

Как только схватывается смысл того, что подлежит запоминанию, легко воспроизвести в памяти то, что надлежало запомнить. Таким образом, смысловые связи могут быть присоединены к другим видам ассоциаций.

Структурными компонентами памяти человека выступают запоминание, забывание, воспроизведение и узнавание того, что составляло его прошлый опыт.

studopedia.org - Студопедия.Орг - -2018 год. (0.002 с) .

http://studopedia.org/8-43573.html

Что делать если руководитель оскорбляет и унижает

Что делать, если начальник орет и унижает? Главная » далее...

Женщина старше на 14 лет

COSMOPOLITAN Если девушка старше: его взгляд Пар , далее...

Контрольные работы и тесты по геометрии фарков

Контрольные работы и тесты по геометрии фарков Оператор AND далее...


Тест на стили ведения переговоров (570)
Валерий викторович петухов причина смерти (566)
Психологический эффект когда присутствие других облегчает действия индивида получил название (253)
Критерии которые положил в основу своей периодизации э эриксон (221)
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками (207)
Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками (196)

Что делать муж пьет а я беременна

Если муж пьёт: как справиться с пьянством далее...

Как делать контент анализ сми

Изучение содержания текста посредством контент-анализа количественный анализ; контент-анализ качественный. далее...

Как познакомиться с девушкой в 14

Как познакомиться с девушкой: 16 работающих советов Найти далее...



Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

⇑⇑вверх⇑⇑